Сегодня, 25 лет назад.
Я познакомился с ней ровно 25 лет назад, Мы встретились в Музее модерна (Дом Курлиной) для того, чтобы подготовить небольшой сюжет для телепрограммы «Студия-1», где я тогда работал. Сюжет вышел в эфир, а эта рабочая кассета сохранилась в моем архиве и пролежала четверть века. Я посмотрел ее снова сейчас, и мне захотелось узнать подробности о нашем гиде по музею. Я благодарен случаю, что узнал подробности о Руфине Миннуровне Ключниковой, которыми хочу поделиться с вами. Хочу, чтобы эта публикация вышла как дань памяти и уважения известного музейного работника Самары. Её жизнь оборвалась 17 лет назад, 13 декабря.
Я расшифровал текст той нашей беседы в музее и хотел бы, чтобы вы внимательно посмотрели этот сюжет.
Многие сегодняшние проблемы сохранения наследия старого города были обозначены тогда, во время смены вех и смены подходов к изучению культурного наследия, но, как видим, четких программных решений принято не было, потому и сегодня надо снова и снова рассказывать о нашем наследии и бороться за его сохранение.
(Расшифровка видео сюжета:
Руфина Миннуровна Ключникова — заведующая отделом досоветского периода краеведческого музея — той самой старой Самары. Хотелось бы, чтобы вы немного рассказали о своих ощущениях, ежедневно встречаясь с портретами знатных земляков, видя эту красоту, созданную руками наших предшественников, к мастерству которых мы только пытаемся дотянуться. Конечно, очень радостно, что есть такое место в Самаре.
— Дом Курлиной, как его называют, это единственная в городе усадьба городского типа купца Курлина. Больше в городе таких усадеб нету. Усадьба Бострома — это несколько другое, но чем больше мы будем иметь в городе уголков исторических, тем больше сохраним истории.
Как памятник архитектуры он примечателен тем, что это лучший особняк в провинции России в стиле модерн.
— Какие чувства вы испытываете, приходя сюда каждый день на работу, видя живую историю?
— Каждый день не анализируешь свои чувства, которые ассоциируются с этим домом, но когда наступают минуты, когда можно отвлечься и сосредоточиться на чем-то хорошем, то, конечно, и в памяти, и на глазах воочию встает этот дом уютный, и поражает в первую очередь, продуманность его как жилого дома, где принципы модерна: полезность, целесообразность и красота очень гармонично были соединены. Кроме того город имеет такой объект, в котором можно говорить не только об архитектуре, но и о нравах, о вкусах того слоя населения, который мог создавать такие дома — купечество.
— Мой следующий вопрос вам покажется смешным, как человеку профессионально занимающемуся историей, — а для чего вообще нужно нам знать всю эту старину, знать купцов, знать историю, знать, как они жили? Ведь мы совсем ведь не так живем?
— Для историка в первую очередь существует такой способ изучения прошлого, настоящего и будущего, как сравнение. Из того, что мы сравниваем рождается очень много ассоциаций. И в первую очередь, мы забыли вообще откуда мы идем родом. Преемственность поколения была нарушена, а нельзя чувствовать себя хозяином даже своей судьбы, не зная, что за твоей спиной. Может быть, даже зная, что будет в будущем. Очень компетентные люди говорили, что «не зная прошлого, не будешь знать и будущего».
Когда люди знакомятся с прошлым, они именно в музее, сталкиваясь с такими объектами, которые сохранились от прошлого, могут почувствовать атмосферу того, что было. А эти незабываемые ощущения рождают музейные экспозиции. )
Дополнительная информация:
КЛЮЧНИКОВА РУФИНА МИННУРОВНА (29.09.1946-13.12.2000), музеевед, археолог, краевед. Окончила исторический факультет БГУ в 1971 г. По приглашению Г.И.Матвеевой переехала в г.Куйбышев. Всю жизнь проработала в Областном музее краеведения (СОИКМ) сначала экскурсоводом, затем научным сотрудником и заведующей отделом. В особняке А.Г.Курлиной сделала экспозицию по истории Самарского края с основания крепости Самара до событий 1918г. Наладила деятельность по учету музейных предметов в СОИКМ, публикацию музейных коллекций и археологических материалов.
Руфина Миннуровна много сил отдавала изучению истории края. Ее специальностью и любимым занятием была археология. По результатам экспедиций готовила публикации, выступала с докладами на научных конференциях в Москве, Уфе, Куйбышеве. В 1980-1990-е гг. при участии Р.М. Ключниковой в особняке Курлиных была создана экспозиция по истории Самарского края с основания крепости Самара до событий 1918 года и о деятельности П.В. Алабина. Отсутствие выставочного зала в этом здании и желание расширить показ фондовых материалов заставляли искать выход. Руфина Миннуровна придумала «Витрину одного экспоната», в которой несколько раз в год создавались небольшие выставки из одного или нескольких редких музейных предметов. За большой вклад в развитие музея, в частности, и самарской культуры в целом, Р.М. Ключникова была удостоена почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».