29 июня день рождения набережной в Самаре, ее открыли в 1957 г.

Если сегодня попадете на набережную, можете погулять с особым чувством: 29 июня 1957 г. в Куйбышеве открыли первую очередь волжской набережной. Так получилось, что в нашем городе нет главной улицы. В Москве — это Тверская, в Питере — Невский, в Нижнем — Покровка, а в Самаре — это волжская набережная, протянувшаяся на многие километры, а горожанам хочется, чтобы она пошла еще дальше. Возможно, так и будет. Набережная — это центральная магистраль, точка притяжения, место встреч, красивый уголок города, где жители чувствуют себя частью природы. Не найдете у нас человека, кому бы это место было не по душе.

Появилась набережная не сразу и не в один миг. Потому есть возможность немного напомнить, как развивалась эта часть города.

Строительство набережной

Проектные работы начались в 1935 году. Прибрежная зона тогда представляла собой сплошные склады, деревянные дома, конюшни. Требовалось снести все постройки, расширить полосу набережной, укрепить берега, озеленить их, устроить пляжи. Одним из архитекторов набережной (в 1950-х годах) был Михаил Андреевич Труфанов, который считал, что Самаре повезло с пологим берегом. Это замечательное место для создания пешеходной зоны.

Проект набережной состоял из 4-х очередей:

первая — от улицы Вилоновской до Некрасовской;
90

вторая — от Студенческого переулка до завода «Кинап» (разрабатывался как часть плана комплексной застройки берега Волги — тогда и были спроектированы сегодняшние жилые кварталы по Волжскому проспекту);
86

третья — от улицы Некрасовской до Речного вокзала;

80

четвёртая — от «Кинапа» до Силикатного оврага (каскад спускающихся к Волге террас).
vbn22

Первая очередь

71

В 1939 году берег был очищен на участке между Некрасовским и Вилоновским спусками, и здесь появился временный пляж, а в 1940 году начато строительство первой очереди набережной. Однако благоустройство в этот период не дало полного положительного результата, хотя работы планировщиков наметили основные направления разработки темы, и определили архитектурно-планировочное решение этого, безусловно, уникального места. Верхняя терраса набережной должна была максимально раскрываться на Волгу и элементами озеленения связываться с нижней террасой, чтобы водное пространство и зеленые массивы как бы вдавались в тело города с включением в него такой важной составляющей, как городской парк культуры и отдыха имени Горького (Струковский сад). Великая Отечественная война приостановила строительство, и оно было возобновлено лишь в 1954 году.

За два года на участке между Некрасовским и Вилоновским спусками протяженностью 1350 метров была возведена подпорная железобетонная стена, облицованная серым уральским гранитным камнем. Подпорная стена расширила набережную. Применение гранита на подпорной стенке, лестницах и малых архитектурных формах уже говорило о том внимании, которое проявлялось к эстетике этого сооружения. Для создания соответствующего эстетического звучания на набережной устанавливались бетонные скульптуры, соответствующие вкусам того времени. В 1956—1957 годах на этом участке высажены сотни многолетних деревьев.

В результате работы проектировщиков и строителей город получил хорошую зону отдыха, был устроен широкий песчаный пляж. Новая набережная вызывала хорошую реакцию у местных жителей и гостей города.

76

77

81

89

87

84

92

Подробнее на сайте Валерия Ерофеева «Историческая Самара»


Полет над самарской набережной. 2012 г.

Другие новости этого дня в разные годы истории голрода на страничке Колеса истории Самары за 29 июня.