Мне посчастливилось прочитать в толстенном томе годовой (за 1896 г.) подшивке журнала «Нива» статью о Самаре и ее курортных возможностях. Одно могу сказать: сегодня так не пишут! Возможно потому, что сегодня так не живут! Не хочу вас лишать удовольствия самолично погрузиться в эту старину и получить собственные впечатления. Мы перевели текст в сегодняшнюю орфографию, хотя названия «Жигулевские горы» там встречается в написании «Жегулевские»… Как и на карте Самарской губернии в Атласе Маркса (выпуска 1905 г.) горы тоже называются Жегули.
Впрочем, сейчас вернемся к кумысу, но на само издание «Нивы» думаю, стоит посмотреть тоже..
Кумысо-водолечебное заведение «АННАЕВО»
Благотворное действие кумыса при легочных болезнях и в особенности чахотке давно уже признано всеми. К сожалению, в последнее время публика начинает немного охладевать к вопросу о лечении кумысом, дававшем не раз самые блестящие результаты, когда лечение применялось рационально и было начато вовремя. Несколько случаев безуспешного лечения, несколько случаев заметного ухудшения болезни, в которых был повинен не кумыс сам по себе, а неумелое его приготовление и плохие условия кумысолечения, — и престиж кумыса как будто подорван в глазах публики, видящей печальные последствия, но не знающей породивших их причин. Как прежде случаи успешного лечения болезней дыхательных и пищеварительных путей относили исключительно на счет целебной силы кумыса, не принимая во внимание всех сопровождающих кумысолечение благоприятных условий – как-то: полнейшего отдыха, свежего, степного воздуха, хорошего питания, усиленного обмена веществ в организме пол животворными лучами солнца, — которые являются при кумысолечении прекрасным подспорьем, — так в настоящее время все случаи неудачного лечения несправедливо приписывают вине кумыса. Между тем стоит только взглянуть, как происходит лечение, среди каких печальных условий приходится лежать больному, обреченному на прозябание в одном из маленьких кумысных курортов, каких не мало теперь развелось в Самарской, Саратовской, Уфимской и Оренбургской губерниях, чтобы понять, что для большинства больных, прибегающих к лечению кумысом, весьма тяжким и серьезным неудобством при лечении представляется именно неустроенность этих кумысолечебных заведений, содержатели которых очень любят оправдывать все свои беспорядки заявлением, что «здесь не столица, а степь». И больным поневоле приходится мириться с логикой такого заявления и с Божьей помощью отбывать курс лечения в глухих и некультурных уголках России, точно какую-нибудь суровую страду. Правда, при кумысолечении, чем ближе к природе, тем лучше, но близость к природе предполагает известную простоту жизни, известную скромность требований, а скромностью избалованный культурою человек похвалиться не может. А так как для всякого лечения благоприятные условия жизни должны быть поставлены выше всех других условий лечения, то больным, привыкшим к удобствам и комфорту, можно указать на кумысо-водолечебное заведение «Аннаево», расположенное в трех верстах от Самары.
Мы помещаем в этом номере «Нивы» рисунки, изображающие главное здание и сад и сад этого наиболее благоустроенного из наших кумысолечебных заведений. Как ни далеко оно от того идеала, к которому должно приближаться рационально устроенное кумысолечебное заведение, оно все-таки лучше большинства других.
Кроме лечения кумысом, в Аннаеве можно пользоваться усовершенствованным водолечением и всеми родами лечения электричеством. К услугам — и высокого давления души Шарко, и электрические ванны, и гальванизация, и фарадизация, и Бог-весть какие еще средства, которыми наука пытается подкрепить обессиленное недугами человеческое тело. Одно уже перечисление методов лечения указывает на то, что «Аннаево» пригодно не только для туберкулезных, но и для всякого рода больных. Самое заведение расположено на берегу Волги, на одном из красивых уголков левого берега. Из окон главного здания и из сада открывается чудный вид на Жигулевские (в тексте Жегулевские) горы, мягкими контурами рисующимися на противоположном берегу. Заведения состоит из «старого» и «нового» дома, курзала со сценой для концертов и любительских спектаклей и группы флигельков, живописно раскиданных среди зелени тенистого, хорошо распланированного парка, в котором больные проводят целые дни, дыша чистым воздухом и любуясь видами окрестностей. При этом, кстати заметить, что место, несмотря на близость воды, отнюдь не сырое, благодаря своему высокому положению.
Кроме культурных развлечений — концертов и спектаклей, которыми самоотверженно занимаются скучающие любители (а скучающая публика самоотверженно их смотрит и слушает) – для любителей природы имеются другого рода развлечения, вроде поездок в окрестности и катаний на лодках.
Что касается самой жизни в Аннаеве, то она во всех отношениях ничем не отличается вообще от «курортной» жизни. Цены не отличаются излишней умеренностью, потому что все-таки устройство курорта в России на заграничный манер стоит не малых затрат, но и не поражают своей чрезмерностью, вопреки стремлению русских предпринимателей за все усовершенствования взимать с публики денежную благодарность сторицей. При средних требованиях и благоразумной умеренности в пользовании особо оплачиваемыми удобствами и удовольствиями, летний сезон (с 10 мая по 1 сентября) может обойтись в 300-400 руб. Вот приблизительные цены: квартиры от 60-300 руб. за сезон, стол – обед из трех блюд и завтрак из двух – 30 руб. в месяц, кумыс – 25 коп. бутылка.
Людям, избалованным и привыкшим к всевозможным удобствам европейских курортов, если они захотят лечиться кумысом, быть может, всего лучше отправиться поправлять свое здоровье в Аннаево. Здесь им, по крайней мере, не придется приходить в ужас от каждой мелочи и повторять на каждом шагу, что Россия – страна варварская, далеко отставшая от Западной Европы на пути прогресса. Им можно будет вести спокойную жизнь «курсовых», пользуясь наблюдениями и советами доктора, который по приглашению владельца, весь лечебный сезон проводит в Аннаеве.
Но для людей, требования которых скромны и вкусы не избалованы, лучше всего пользоваться кумысом в какой-нибудь башкирской деревушке, маленькой и плохонькой – расположенной среди бесконечного раздолья степи. Было бы странно мечтать о каких-нибудь удобствах в заброшенной башкирской деревушке, но жить там можно без лишений и дешево, хотя многим и многим приходится запасаться заранее, так как у башкир своеобразные условия жизни и вкусы. Еще дешевле жить компанией, сообща, нанимая для приготовления кумыса опытного башкира с нужным числом лошадей. Известный писатель Засодимский пробовал несколько лет подряд устраивать указанным способом для себя и для учащейся молодежи кумысолечение на товарищеских началах и результаты получались самые блестящие. Никакие курорты, никакие усовершенствования науки не могут дать того, что дают солнце, воздух и степь.
Для того, чтобы представить разницу между условиями лечения в курортах средней руки и лечения на свободе у башкир, мы приведем интересные данные из обширной и прекрасной статьи д-ра Н.Н.Михайлова «Очерк современных условий кумысолечения на востоке России» («Врач», 1896 г.,№№ 15-25), которую горячо рекомендуем всем интересующимся вопросом о кумысолечении.
По приблизительным расчетам, на каждого больного в кумысолечебном заведении, должно приходиться по две дойных матки, из которых каждая может дать в сутки не более 4-6 бутылок молока, сохраняя это количество удоя не более 6-8 недель. Постоянная смена здоровых дойных маток и содержание их в достаточном количестве, а также содержание хороших пастбищ не по средствам маленьким заведениям, которые прибегают поэтому или к увеличению количества на счет качества, или устанавливают для больных какой-то «нормальный» срок лечения – 6 недель, и «нормальное» количество кумыса в день — 5-6 бутылок в сутки. Между тем, при лечении кумысом никаких вообще норм не существует — главное, был бы хорош кумыс и были бы хороши условия жизни больного. Хорошим кумысом считается так называемый «средний» кумыс, находящийся еще в процессе брожения и содержащий наибольший процент углекислоты, отчего при откупоривании бутылки он выбрасывает пробку в потолок и сильно играет. Средний кумыс слегка пощипывает в горле и производит при питие такое впечатление, как будто язык и нёбо посыпаны мелким порошком. Налитый в стакан, он оставляет после себя на стенках стакана ровный и плотно пристающий осадок. Желудком средний кумыс воспринимается легко в каком угодно количестве (некоторые больные умудряются выпивать в день по 15 бутылок), в то время, как слабый, еще не перебродивший кумыс расстраивает желудок, а крепкий кумыс, в котором началось уже спиртовое брожение, производит запоры. Самым лучшим временем для лечения кумысом считается весна до середины июля, , хотя, по наблюдениям д-ра Н.Н.Михайлова, кумыс не менее, если даже не более полезен в конце июля и в августе, когда лошадей пускают на скошенные заливные луга, дающие такой прекрасный и обильный корм.
Тихая, спокойная жизнь, продолжительный отдых, частые прогулки на свежем воздухе в степи, по которой бродит напоенный ароматами трав и цветов легкий ветерок, и – кумыс, как самый лучший питательный продукт, кумыс утром, в полдень, вечером, — вот самый действительный рецепт для тех, кто хочет быть здоровым без сомнительной помощи латинской кухни и ухищрений все еще пока экспериментирующей медицины.
Источник: Журнал «НИВА» 1896 г. №33, стр.836
Публикацию подготовил Максим Ветров, ИА ВВС
Иллюстрации с сайта Мартиролог. Самара. Дача «Аннаево»
—————
Когда-то, уж не помню точно, мне кажется, что в 2003 году, когда я начал создавать один из первых своих личных сетевых проектов интернет-энциклопедию самарских ресурсов «Самара-городок«, я начал работу под псевдонимом Максим Ветров.
О проекте еще, вероятно напишу, он того стоит. А сегодня порадуюсь, что некоторые материалы этой энциклопедии «живы», сохранились в Сети. А еще больше радуюсь, что кто-то сделал мне замечательный подарок и подарили эту толстенную книгу — подшивку «Нивы» за 1986 г. Я иногда, когда листаю ее, смотрю на нее так, как, наверно, читали ее старые русские интеллигенты, получая по подписке годовой комплект журналов за целый год. Кто-то, возможно, получал отдельные номера журналов в течение всего да. Пока не обнаружил сведений, много ли было подписчяиков на издание в старой Самаре тех лет.
Александр Барышев
Электронная библиотека Интернет-ресурсов «Самара-городок»
Сегодня в библиотеке — 1477 ссылок
«Я поведу тебя в музей, сказала мне сестра….» Людям постарше хорошо с детства знакома эта строчка.
Не найти сегодня человека, который, как очевидец смог бы рассказать о событиях столетней давности, о том, что стало историей. Таким своеобразным музеем Самары стал интернет-сайт «Самара-городок».
Как можно коротко, в двух словах, рассказать о Самаре?!
Вот названия некоторых рубрик, каждая из которых наполнена: разнообразными сведениями, фактами, историями, слухами, нелепицами, горькой правдой, слезами, счастьем, бардовскими песнями, картинами художников, стихами поэтов, рассказами людей, репликами спортивных фанатов, портретами знаменитостей, репортажами об уникальных событиях, таинственными шагами в подземельях, железной кружкой Гулаговского ужаса, шорохом осыпающегося песка, светом ватманского листа с чертежами ракеты, тихим плеском волжской волны, восторгом парашютиста, парящего в небе, жертвами страшных катастроф, криминальными историями, анекдотами, аферами детей лейтенанта Шмидта и городских сумасшедших, коих было немало в Самаре, и знаменитой на весь мир песней «Самара-городок», ее знают и любят все – она часть нашей жизни.
———
Журнал «Нива в те годы выполнял огромную просветительскую работу — здесь можно было узнать о новых работах художников, почитать новинку от известного писателя. Заслуживает внимания и реклама тех лет, показывавщая высокую издательскую культуру.
„НИВА” — иллюстрированный еженедельный журнал, издававшийся с 1870 до 1918 в Петербурге. Одно из самых распространенных в дореволюционной России периодических изданий. Издатель А. Ф. Маркс [1838—1904], предпринявший издание журнала „для семейного чтения” чуждого вопросам политики, наполненного легким, „читабельным” материалом, очень верно угадал вкусы читателей, на которых он рассчитывал. Положительное значение „НИВЫ.” — это продвижение в широкие круги читателей русских и иностранных писателей, сочинения которых с 1891 давались в качестве приложения. отдаленные и глухие углы России.
Наши благодарности за сканированные страницы «Нивы»
http://szhaman.com/niva-1896-goda/