В народной памяти церковные памятные даты и привычные явления природы часто соединялись в довольно странную картину жизни, в которой уже трудно разобрать, где голос природы слышен, а где религиозные обычаи выходят на первый план. Вот на примере сегодняшнего дня это хорошо видно. 12 июня (Исаакий) На Исаакия змеи скопляются на змеиные свадьбы. Раньше крестьяне нередко носили на шее ладанки со змеиною шкурою от лихорадки. Было повсеместно распространено убеждение, что ясень гонит и устрашает змей. Прогоняет змей и папоротник.
Сажали бобы.
Пауки работают — погода меняется.
Змеевик. Не ходи в этот день в травы, не тревожь лесные чащи. По народному поверью, в этот день змеи «ходят по лесам станицами на змеиные свадьбы»
Фото: Геннадий Генералов (Тольятти)
=======
Подробнее об истории этого дня:
Дата по старому стилю: 30 мая
Змеиный праздник
Наши предки считали, что в этот день «змеи скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу». Убивать гадов, во множестве ползающих по лесам, было очень опасно: змеиные сородичи будут жестоко мстить любому, кто причинит им вред. А спасти от змеиного яда в этот праздник не сможет ни один знахарь. В народе говорили: «Не ходи в этот день в травы, не тревожь лесные чащи, не пытай судьбы».
На Руси существовало убеждение, что змеи тесно связаны с некоторыми растениями, и что они способны влиять друг на друга. Многие люди часто носили в ладанке кусочек марьина корня — ему приписывали свойство гнать змей.
Также верили, что если рано утром на солнечных опушках разбросать свежие веточки руты, то змеи устремятся к ним, все съедят и вскоре умрут. А вот ясень убить гада не мог — зато был способен лишить его силы и возможности кусаться.
Таким же свойством наши предки наделяли изумруд — хотя, конечно, этот камень был доступен далеко не всем. Сами змеи не только вызывали у людей страх, но и пользовались определенным уважением.
Считали, что пресмыкающиеся и их отдельные части могут лечить болезни. Например, вытопленное из змеи сало служило лекарством от рожистых воспалений и от нагноения глаз, а змеиную шкуру прикладывали к нарывам.
В змеиный праздник принято было сажать бобы. Перед этим их вымачивали в озимой воде, которую собирали в лесных оврагах, где долго лежит снег. При посадке бобов приговаривали: «Уродитесь, бобы, и крупны, и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный».