30 мая. Сильная засуха, в храмах просили дождя (1893), раскопки на Барбашиной поляне (1916), первый рейс фирменных «Жигулей» (1965)

30 мая 1893 г. Во всех церквах Самары по окончании Божественной литургии отслужили молебствование о ниспослании дождя. В Самарской губернии за всю весну не было ни одного дождя. По городу прошли крестные ходы. * В конце мая 1916 года состоялось учредительное собрание членов Самарского археологического общества, созданного по инициативе присяжного поверенного Александра Григорьевича Елшина. Среди самарцев этот интерес подогрели древние захоронения, обнаруженные в 1910 году во время строительства дач купцов Соколовых на Барбашиной поляне. * 30 мая 1965 г. По маршруту Куйбышев-Москва отправился в первый рейс фирменный поезд «Жигули».

дача Соколова
дача Соколова

Фирменный поезд Жигули
Фирменный поезд Жигули

———-

Самарское археологическое общество

Барбашина поляна
Барбашина поляна

В конце мая 1916 года состоялось учредительное собрание членов Самарского археологического общества, созданного по инициативе присяжного поверенного Александра Григорьевича Елшина. Золото Трои, найденное Генрихом Шлиманом, как бы облагородило саму науку археологию, людей, ею увлеченных, и привлекло к ним внимание во многих странах мира. Среди самарцев этот интерес подогрели древние захоронения, обнаруженные в 1910 году во время строительства дач купцов Соколовых на Барбашиной поляне.

Солидные люди, ничуть не смущаясь своего имущественного и сословного положения, взялись за археологические изыскания. Их вели, в частности, служащий железной дороги Федор Тимофеевич Яковлев, купец и художник Константин Павлович Головкин и другие.

Возросший интерес к старине помог утвердиться в правильности избранного пути и тем горожанам, которые давно коллекционировали предметы быта и культуры прошлых веков. Они попытались в 1913 году создать в Самаре археологическое общество, разработали его устав, но не получили одобрения властей. Тогда ценители старины организовали археологический кружок при городском музее. В 1916 году он был преобразован в общество, которое возглавил Александр Григорьевич Елшин. В числе его членов были К.П. Головкин, художник Г.П. Подбельский, Ф.Т. Яковлев, купец А.А. Субботин, преподаватель истории, логики и психологии П.А. Преображенский. Его целью являлось «…археологическое, историческое и этнографическое исследование Самарского края, собирание и охрана памятников древности и ознакомление с ним населения».

Осенью 1918 года ряды любителей старины поредели. С отступающими чехословаками отбыли из Самары А.Г. Елшин, К.П. Головкин. Покинул ее со своим семейством и А.А. Субботин. Общество на время приостановило свою деятельность. Но уже осенью 1919 года возникло под иным названием: «Общество археологии, истории, этнографии и естествознания при Самарском университете». В его составе появились новые люди: академик Российской Академии наук, профессор университета Владимир Николаевич Перетц, археолог Вера Владимировна Гольмстен, художник Василий Васильевич Гундобин.

Деятельность общества была многогранной. Но, пожалуй, самую главную свою задачу в дни всеобщей разрухи оно видело в том, чтобы собрать, сохранить от уничтожения культурные ценности уходящей эпохи. В марте 1919 года один из членов общества обнаружил во дворе дома № 51 по Троицкой улице архив бывшего полицейского управления. Тут же приняли меры, чтобы сохранить документы. В.Н. Перетц, осматривая церковные складские помещения, нашел очень ценные богослужебные книги, иконы и принес их в общество. Но самой большой заслугой членов общества следует считать спасение коллекции, собранной владельцем Жигулевского пивоваренного завода А.Ф. Вакано.

В феврале 1920 года стало известно, что на заводе намечается раздел частного и заводского имущества. Обеспокоенные этим, члены общества направили в президиум Самарского совнархоза письмо, в котором объявили владельца Жигулевского пивоваренного завода действительным членом Самарского археологического общества, обещавшем отдать свою коллекцию в его собственность. На этом основании они просили передать ее в музей общества. Совнархоз не стал возражать. И более 500 произведений искусства и быта народов Востока были спасены от расхищения, распределения по кабинетам и квартирам советских чиновников. В 1937 году коллекция А.Ф. Вакано стала основой для формирования Куйбышевского художественного музея.

———

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

30 мая 1893 г. Во всех церквах Самары по окончании Божественной литургии отслужили молебствование о ниспослании дождя. В Самарской губернии за всю весну не было ни одного дождя. По городу прошли крестные ходы.

30 мая 1918 г. Самара объявлена на осадном положении. Председатель губревкома В.В.Куйбышев издал приказ: ввиду опасности, угрожающей революции «со стороны контрреволюционных отрядов, занявших Сызрань, Самара объявляется на осадном положении». Создан штаб обороны города. Опубликовано воззвание революционного штаба к рабочим с призывом к оружию. Заслушав сообщение «о контрреволюционном мятеже частей чехословацкого корпуса в Пензе и Сызрани», собрание большевиков объявило мобилизованными всех членов партии, способных носить оружие. От имени организации чехословацких коммунистов в Самаре опубликовано воззвание «Ко всем чехословакам», разоблачающее «преступную авантюру чехословацкого Национального совета и командования корпуса, поднявших оружие против Советской власти». Чехословацкие коммунисты призвали своих соотечественников, находившихся в Советской России, вступать в чехословацкие отряды Красной Армии, «чтобы защитить Советскую Республику». Воззвание подписали: за исполнительный комитет чехословацкой секции РКП(б) Ярослав Гашек, за чехословацкую организацию коммунистов в Самаре Франц Шебеста, за чехословацкий военный отдел для формирования чехословацких отрядов Красной Армии в Самаре Иосиф Поспишил.

30 мая 1941 г. В Куйбышевском театре оперы и балета состоялось общественное прослушивание отрывков из музыкальной драмы местного композитора В.Денбского «Маскарад» на сюжет драмы Ю.Лермонтова. Артисты Борейко (исполнительница партии Нины), Дорожинский (Арбенин), Алмазов (князь Звездевич), Козлова (баронесса), Гаврилов (Шприх) исполнили ряд сольных и ансамблевых номеров оперы. Под управлением дирижера оркестром были исполнены вступление к опере, вальс и полонез. Опера вызывала большой общественный интерес и была принята к постановке.

30 мая 1965 г. По маршруту Куйбышев-Москва отправился в первый рейс фирменный поезд «Жигули» .

Поезд-Жигули2

———

О событиях этого дня из других источников:

——

Архивы Самарской области
30 мая в истории губернии и области.

1909 год. В г.Самаре состоялось первое общее собрание членов яхт-клуба. Командором избран М.С.Афанасьев.

1918 год. Город Самара объявлена на осадном положении в связи с угрозой со стороны контрреволюционных отрядов, занявших г.Сызрань. Создан штаб обороны города.

1919 год. Сельский совет села Старая Бинарадка Ставропольского уезда постановил запретить курение на улицах и принять меры к прекращению хулиганства.

1944 год. По заданию отдела пропаганды и агитации Куйбышевского обкома ВКП(б) партийный архив обкома партии направил одного научного работника в Новодевиченский район для проведения бесед и лекций в колхозах, а также для районного актива.

1999, 27 – 30 мая. В г.Сызрани проходил Первый Российский открытый молодёжный фестиваль по неолимпийским видам спорта в рамках Президентской программы «Молодёжь России – шаг в XXI век». В соревнованиях приняли участие 700 спортсменов в возрасте от 14 до 17 лет из 71 региона России. Соревнования проходили по 28 видам спорта: городки, гиревой, пожарно-прикладной виды спорта, русские и классические шахматы, дартс и другие дисциплины. Почётным гостем этого фестиваля был двукратный Олимпийский чемпион по боксу Борис Николаевич Лагутин.

По документам центрального архива.

—-

1918 — В связи с приближением частей чехословацкого корпуса Самара была объявлена на военном положении.

1962 — На дебаркадере № 435 Куйбышевской городской речной переправы в результате скопления большого количества школьников (свыше 300 человек) произошло обрушение посадочных мостков, после чего около 180 детей упали в воду, из них четверо погибли. Уголовное дело было возбуждено в отношении начальника переправы Сардушкина и его сотрудников Единина и Калабина, которые были приговорены к лишению свободы на срок от 1 до 5 лет.

1965 — В свой первый рейс отправился с перрона Куйбышевского вокзала фирменный поезд «Жигули». Всего 16 часов потребовалось ему, чтобы домчать пассажиров до столицы нашей Родины — Москвы.

———-