1913 г. в Самаре открыт биоскоп «Художественный электротеатр», ныне ЦРК «Художественный». Напомним, что первый «электротеатр» был открыт в Самаре в 1898 г. * 15 апреля 1924 г. При самарском яхт-клубе открыта водоспасательная станция. * 15 апреля 1961 года решением Куйбышевского горисполкома в ознаменование первого в мире полета человека в космос Черновское шоссе было переименовано в улицу Юрия Гагарина. Гужевая дорога, впоследствии названная Черновским шоссе, возникла еще в конце XIX века, вскоре после того, как на Самаро-Златоустовской железнодорожной линии появилась станция Безымянка.
После того, как в декабре 1895 года в Париже, в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок, братья Луи и Огюст Люмьеры провели первый платный кинопоказ их изобретение начало свое победное шествие по всему миру. В России первый синематографический сеанс был организован 4 мая 1896 года в Санкт-Петербурге, в саду «Аквариум». В том же году прошли демонстрации первых кинолент в Москве и в Нижнем Новгороде, на проходящей здесь Всероссийской ярмарке. А вот для того, чтобы добраться до Самары, синематографу потребовалось еще целых два года…
———-
Это день в истории края.
Имени космического первопроходца
15 апреля 1961 года решением Куйбышевского горисполкома в ознаменование первого в мире полета человека в космос Черновское шоссе было переименовано в улицу Юрия Гагарина.
В тот день 12 апреля 1961 года, когда Юрий Гагарин на корабле «Восток» совершил свой исторический виток вокруг нашей планеты, мало кто знал, что с места своей посадки на берегу Волги в Саратовской области его сразу же отправили в Куйбышев. Здесь первый космонавт Земли проходил послеполетное обследование, а затем отдыхал на закрытой обкомовской даче вплоть до середины дня 14 апреля, после чего Гагарин вылетел в Москву, где его встречали руководители партии, государства и правительства.
Уже на следующий день после показанного по телевидению торжественного репортажа о приезде в Москву первого советского космонавта весь состав Куйбышевского горисполкома под руководством его председателя О.И. Ковалева срочно собрался на свое внеочередное заседание. В повестке дня был только один вопрос: о переименовании Черновского шоссе на все его протяжении от 14-го проезда (ныне улица XXII партсъезда) до Семейкинского шоссе (ныне Московское шоссе) в улицу имени Юрия Гагарина. Это решение членами горисполкома было принято единогласно.
Гужевая дорога, впоследствии названная Черновским шоссе, возникла еще в конце XIX века, вскоре после того, как на Самаро-Златоустовской железнодорожной линии появилась станция Безымянка. Имя всей трассе дал Черновский дачный массив, раскинувшийся в этих местах. Но он был, пожалуй, единственным окультуренным участком на много верст вокруг. Вплоть до конца 30-х годов ХХ столетия эта грунтовая дорога проходила по малообжитым местам, где в то время можно было увидеть лишь пастбища вперемешку с лесными островками и немногочисленные дачные строения.
Лишь после того, как с августа 1940 года в районе Безымянки по решению Совнаркома началось возведение авиационных заводов и ряда других предприятий, движение по дороге резко усилилось. Летом 1941 года силами Управления Особого Строительства и заключенных Безымянлага началось асфальтирование Черновского и Безымянского шоссе (впоследствии улица Победы) на всем их 15-километровом протяжении. Работы по укладке твердого покрытия на этой трассе в основном были закончены к началу нового, 1942 года, однако в дальнейшем асфальтирование улиц в районе Безымянки продолжалось почти постоянно, по мере возведения новых предприятий, жилых домов и зданий социально-бытового назначения.
Еще в последние месяцы 1941 года вдоль Черновского и Безымянского шоссе быстрыми темпами шла прокладка трамвайной линии, которая по решению правительства была включена в число объектов государственной важности. Сроки сдачи в эксплуатацию трамвайного маршрута № 3 переносились трижды, пока наконец 26 декабря 1941 года комиссия не подписала акт, который разрешал движение вагонов на всем участке маршрута от улицы Полевой до 4-го района Особостроя (район нынешней площади Кирова). Первоначально на этой линии было всего шесть остановок: «Клиническая больница», «9-е отделение милиции», «Сад-совхоз» (сейчас здесь находится метро «Спортивная»), «Машстрой», «Стахановский поселок» (ныне станция метро «Победа») и «4-й район УОС». И только 10 июля 1943 года завершилось строительство последнего участка этой линии протяженностью 5,5 километров, после чего трамваи стали доходить непосредственно до проходных заводов №№ 1, 18 и 24 (ныне остановка «Юнгородок»).
В послевоенные годы жилое и социально-бытовое строительство в основном шло лишь в окрестностях Безымянского шоссе, которое в 1946 году было переименовано в улицу Победы. Что же касается Черновского шоссе, то вдоль него, по воспоминаниям самарских старожилов, еще в конце 50-х годов практически не было ни одного строения. Почти на всем протяжении этой трассы, примерно с того места, где улица Победы ныне переходит в улицу Гагарина, и вплоть до Линдовского рынка (он располагался между 4-м ГПЗ и нынешней улицей Тухачевского) тянулась лишь открытая степь с редкими деревьями и зарослями кустарника. Согласно генеральному плану развития города Куйбышева, в то время это был район перспективной жилой застройки, однако средств на практическое воплощение таких проектов в жизнь, как всегда, не хватало.
Переименование Черновского шоссе в улицу Гагарина стало для городских и областных властей дополнительным толчком для того, чтобы активизировать работу по освоению этого обширного пространства. Особенно это стало заметно с приходом в 1964 году на должность председателя Куйбышевского горисполкома А.А. Росовского, когда вдоль улицы Гагарина развернулось крупное жилое строительство. Всего лишь за десять лет на территории бывших пустырей возникло несколько современных микрорайонов, где получили новые квартиры более 300 тысяч куйбышевцев.
————
Этот день в истории края.
Дума против Челышева
В апреле 1910 года на очередном заседании Самарской городской думы гласные рассматривали заявление А.С.Ромашева об установлении платы за прокладку электрических проводов частными лицами. Обсуждение казалось бы самого обыденного для тех лет вопроса неожиданно обернулось выступлениями против М.Д.Челышева.
Самарская электрическая станция по причине малой своей мощности не могла обеспечить электроэнергией всех желающих. Состоятельные люди обзаводились собственными станциями, счет которых уже шел на десятки. По своей мощности они часто были таковы, что могли подать свет в дома других горожан. Дума не препятствовала этому, беря за каждый установленный на городской земле столб воздушной электролинии 10 рублей. Такая практика велась с 1907 и вполне устраивала купцов А.А. Субботина, А.Н. Шихобалова и многих других.
Но вот весной 1910 года выясняется, что новый городской голова Михаил Дмитриевич Челышев самолично дал разрешение провести по столбам городской электросети частную линию от дома Шабаева на Казанской улице (А. Толстого) до дома Беспалова на Успенской (Комсомольской). Это вызвало возмущение одного из старейших гласных городской думы Е.Т. Кожевникова (в 70 – 80-х годах Ефим Тимофеевич возглавлял и городское самоуправление). Он потребовал отменить постановление городского головы и «…внушить Голове не вторгаться на будущее время в сферу прав, принадлежащих Думе».
Урок не пошел впрок. Михаил Дмитриевич, представляющий исполнительную власть, постоянно пытался присвоить себе права законодательной, что вело к новым конфликтам. В конце концов, он принужден был сложить с себя полномочия городского головы. Но по части незаконного присвоения прав у него оказалось много последователей, в том числе и в советские годы, и даже в наши дни.
————-
Другие события этого дня в разные годы истории Самары:
15 апреля 1614 г. Дан приказ стрелецкому голове немедленно идти на помощь Самаре. Астраханские воеводы дали приказ стрелецкому голове 15 апреля 1614г. Дан приказ стрелецкому голове немедленно идти на помощь Самаре. Астраханские воеводы дали приказ стрелецкому голове Гордею Пальчикову, отправленному из Казани для постройки острожка в устье реки Усы, немедленно идти на помощь Самаре в случае нападения на нее отрядов Заруцкого, отправленному из Казани для постройки острожка в устье реки Усы, немедленно идти на помощь Самаре в случае нападения на нее отрядов Заруцкого.
15 апреля 1700 г. Петр I назначил воеводой в Самару стольника И.П.Макшеева.
15 апреля 1905 г. В Самаре организован союз инженеров и техников.
15 апреля 1917 г. Совет рабочих депутатов избрал 12 гласных городской думы.
15 апреля 1918 г. Общегородская конференция РКП(б) заслушала доклад В.В.Куйбышева о конфликте между коммунистами и максималистами в губисполкоме. После бурных прений принята резолюция: «Отныне партия должна стать на путь самой решительной борьбы с анархо-максималистами и со всеми другими дезорганизаторскими разлагающими течениями, ведя в то же время внутри губисполкома упорную работу (с целью) пробуждения классового сознания в среде находящихся там представителей беднейшего крестьянства».
15 апреля 1919 г. «… Все собственники восстановлены в правах владения». Такой приказ издали в Бугуруслане колчаковские военные власти. Это означало восстановление прав помещиков на землю, а капиталистов-промышленников — на фабрики и заводы, национализированные Советской властью.
15 апреля 1924 г. При самарском яхт-клубе открыта водоспасательная станция.
———————
О событиях этого дня из других источников:
Архивы Самарской области
15 апреля в истории губернии и области.
1905 год. В г.Самаре организован Союз инженеров и техников.
1913 год. В г.Самаре, на Дворянской (ныне Куйбышевской) улице, открыт биоскоп Н.Д.Щелокова «Художественный электротеатр» со зрительным залом на 400 мест. Помещение оформлено картинами местных художников В.А.Михайлова и Ф.Г.Чижова.
1919, ранее 15 апреля. Губернский совет профсоюзов постановил предоставить инвалидам право поступать на работу вне очереди.
1922, ранее 15 апреля. Вышел первый номер журнала «Голос студента», авторы статей: студенты, профессора и преподаватели вузов.
1941 год. В г.Чапаевске открыто автобусное движение. По городу начали курсировать два автобуса марки ЗИС –16.
1942 год. В газете «Степные известия» Большеглушицкого района опубликовано сообщение о сборе учащимися 4 класса Берёзовской школы 75 руб. на постройку танка «Таня».
1943 год. Указом Президиума Верховного Совета СССР на всех железных дорогах страны введено военное положение.
1943 год. Приказом Народного Комиссара авиационной промышленности СССР создан строительно-монтажный трест №11, основной задачей которому поставлено обеспечение жилищного и коммунально-бытового строительства авиационных заводов в г. Куйбышеве, а также окончание строительства и обеспечение ввода в эксплуатацию первой очереди литейного корпуса завода №24.
1961 год. В г.Куйбышеве в ознаменование первого в мире полёта человека в космос Черновское шоссе переименовано в улицу Юрия Гагарина.
1975 год. В областном центре на ул.Куйбышева, д.155 открыт музей истории войск Краснознаменного Приволжского военного округа.
———
Кроме того:
1921 — В Самару из Харбина прибыл поезд из 30 вагонов с грузами для голодающих – продовольствием, медикаментами, одеждой и обувью.
1971 — В Куйбышеве на улице Ленинградской открылся гарнизонный универмаг.
————
1913 г. в Самаре открыт биоскоп «Художественный электротеатр», ныне ЦРК «Художественный».
———