Мне посчастливилось в начале своей телекарьеры — в 1973 году, брать интервью у выдающегося артиста и готовить свою первую литературную публикацию в журнале. Я работал тогда на телевидении в Кемерове. Моя статья вышла в литературно-художественном альманахе «Огни Кузбасса» (№3 1973 г.), его издавала Кемеровская областная организация Союза писателей РСФСР.
22 октября 1926 г. родился Спартак Васильевич Мишулин — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1981), Заслуженный деятель культуры Польши (1975). Лауреат премии имени И. Смоктуновского. Лауреат премии имени братьев Люмьер. Лауреат Государственной премии России (1998).
![Спартак Мишулин](https://stimes.ru/wp-content/uploads/2016/10/Mishulin.jpg)
Продолжая «оцифровывать» страницы своей творческой жизни, размещу здесь этот материал, добавлю некоторые дополнительные факты и сведения о жизни и творчестве удивительно талантливого человека и замечательного артиста Спартака Васильевича Мишулина. Тем более, что есть повод — в эти дни ему исполнилось бы 90 лет.
Когда мы с ним договаривались по телефону о проведении интервью, я не много знал о его реальной биографии, слышал только, что его жизнь была связана с Кузбассом, а мы в своей новой телепрограмме «Круг» для каждого выпуска искали «интересного человека», я сказал ему, что в Кузбассе гордятся тем, что такой знаменитый артист жил в нашем городке Анжеро-Судженске… Он ответил: «Да, я там «сидел»…
![Спартак Мишулин](https://stimes.ru/wp-content/uploads/2016/10/Mishulin-2.jpg)
Уже много лет спустя я узнал, что он попал в лагерь в 15-летнем возрасте за то, что для оформления спектакля самодеятельного театра он «позаимствовал» лампочки, за что получил в 1942 г. свой первый уголовный срок — полтора года лишения свободы по ст. 162, ч. 2 УК (кража).
По трагической иронии судьбы актер в начале 2000-х, незадолго до смерти, приезжал из Москвы на север Кузбасса. И даже понимая, что да, великий, веря, что да, любимый народом (особенно за роли Саида из «Белого солнца пустыни» и Карлсона), Спартак Мишулин все равно стеснялся причины, из-за которой проехал по «конторам» и поселкам бывших своих лагерей. Он хотел восстановить трудовой лагерный стаж для прибавки к пенсии. Но не получалось, и Мишулин был расстроен. И считал, что все документы о его лагерном прошлом уничтожены…
Но все это будет ещё не скоро, так далеко от того для, когда я прилетал на интервью в Москву из Кемерова, был в гримуборной артиста в Театре Сатиры, у него дома. После поездки и вышел этот материал.
В гостях у Спартака Мишулина
С ним легко разговаривать. Как с другом, которого давно не видел, но знаешь о его делах, успехах и заботах.
Сначала идет неторопливый разговор о событиях, знакомых обоим — кино, телекабачок, как здоровье пани Моники, что нового в Москве, нет ли хлопот с освоением новых правил уличного движения (автомобилевладелец все-таки!), куда поехать в отпуск, что такое “Таблетку под язык”?
Он шутит. Вначале я улыбаюсь, но, приходя к выводу, что совершенно невозможно быть серьезным рядом с ним, начинаю хохотать.
Больше вопросов не задаю.
От событий сегодняшних незаметно переходим лет на тридцать назад, к той поре в жизни, о которой говорить серьезно уж совсем смешно.
Он рассказывает: Было мне тогда 14 лет, но я уже служил художественным руководителем в районном Доме культуры в Удомле. Как-то по радио был мой творческий вечер. И вот, говорят, осталось время, вы можете еще что-нибудь исполнить, а я уже прочитал диалог Сатина и Барона (с пластинки выучил), басни Игоря Ильинского, “под него”, с голоса выучил, монолог из “Горя от ума”. Была у меня в запасе цыганская пляска — часто исполнял на выездных концертах агитбригады, я и говорю, что могу станцевать. Да и работники радио не сообразили сразу. Заиграл баян, я начал танцевать. Потом тоже понял, что это ж радио, но все равно что-то долго выхлопывал разные коленца. Мои знакомые так хохотали, думали, что вот сейчас раскроется репродуктор и выйду я, довольный собой и произведенным эффектом.
Став художественным руководителем, я, как и полагается, ставил спектакли, концертные номера, готовил программы агитбригады и даже написал оперетту, “Ч вам пишу” она называлась. Одним словом, вундеркиндом был. У меня и сейчас есть 60 своих песен, но я их нигде не пою и никому не показываю.
Большая была тяга к работе — сам переделывал для сцены повести, рассказы — эта “макулатура” у меня и сейчас хранится, с юмором смотрю я на нее. Но все это было потом, а прежде я ведь и пожарным был, и трактористом.
В отроческие годы занёс меня ветер странствий в Кузбасс, в Анжеро-Судженск. В Кемерове учился на двухмесячных курсах трактористов. Так что Сибирь помню. Хочется приехать еще раз, посмотреть на край возмужания своего взрослыми глазами, походить по тем местам.
Не случайно я так много говорю о детстве своем, отрочестве — эта тема мне очень дорога. С первых дней своей сознательной жизни маленький человек должен видеть доброту вокруг себя, это очень важно. Ведь говорят же, что все новое человек узнает в детстве. Прекрасен этот мир детства, где все бывает и все сбывается! Я с удовольствием снимался в телефильме о “Карлсоне, который живет на крыше”. Скоро на Центральном телевидении будет осуществлен цикл передач о Карлсоне, который, конечно же, будет попадать в ужасно смешные истории, но, как и прежде, выйдет из них победителем.
Лет 12 назад, когда я работал в Омском театре, я поставил на местном телевидении, кстати, еще до выхода фильма Тарковского “Иваново детство”, спектакль “12 мальчишеских лет” по мотивам книги “Иван”. Эта постановка успешно там прошла. Не менее успешно идет в нашем театре история о Карлсоне, в театральном варианте. Вообще, театр я люблю. Люблю это непосредственное общение со зрителем. Разве может что-то сравниться с тем ощущением, что это ты заставил гореть восторгом глаза этого малыша?!.
Кино пришло случайно. Очень долго не понимал я его, не понимал камеру, средств выражения, тот градус, который ощущает актер на сцене.
Во время работы в Омске я познакомился с кинорежиссером Владимиром Мотылем. Он меня просто силой заставил прочитать сценарий “Белого солнца”,, он мне понравился и я решил попробовать, но вот тут-то началось самое страшное для меня — нужно было стричься наголо! Я считаю, что я и с волосами не очень, а без волос — просто кошмар какой-то.
Конечно, приятно начинать свою кинобиографию с хорошего фильма. Мой самый последний фильм “- “Конец ночного вора”, я там играю сельского пожарного, очень серьезного человека. Конечно, это комедия… Юмор, шутки, сатира, смех — как нам подчас не хватает их. С большой радостью и охотой работаем мы на телевидении в кабачке “13 стульев”. Рады мы и тому, что эта передача хорошо принимается зрителем. Герои наших юморесок — не выдуманные люди, они нередко встречаются, и бороться с ними можно только таим оружием.
Многие персонажи нашего кабачка полюбились зрителям, их прихода ждут, к ним готовятся! Это накладывает на нас большую ответственность, но пока мы выходили из всех положений! Есть у нас одна задумка — вы ведь знаете о том, что пани Моника часто встречается в нашем кабачке со своим школьным товарищем, паном Профессором, но никогда не приходила со своим мужем, Бонифацием. Почему так? Призадумались мы и решили, что эта встреча состоится, если на эту роль согласится Юрий Никулин. Но он человек чрезвычайно занятой, так что это пока в перспективе.
Мы прощались. Говорить можно было бы еще и еще, но мой собеседник, заслуженный артист РСФСР, актер Московского театра сатиры Спартак Васильевич Мишулин тоже очень занятой человек: после нашей встречи — запись на радио, репетиции в театре, ночью съемки…
Александр Барышев,
опубликовано в журнале “Огни Кузбасса”
(№ 3 (40) 1973 г.
Фото Юрия Забродина
О Спартаке Мишулине был снят документальный фильм «Тот самый Карлсон».
В конце 1960-х годов, состоялся дебют Спартака Мишулина на киноэкране в фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».
![Саид, первая роль артиста в кино.](https://stimes.ru/wp-content/uploads/2016/10/Said.jpg)
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни».
Тот самый Карлсон, который живет на крыше.
———
Дополнительно о С.В.Мишулине:
ГАЗЕТА «КУЗБАСС», КУЛЬТУРА
Неизвестный Карлсон
12 февраля 2014 | Лариса Максименко
http://kuzbass85.ru/2014/02/12/neizvestnyiy-karlson/