Первый поезд дальнего следования прибыл на вокзал Самары 22 марта 1898 г.

22 марта 1898 г. — в 8 час. 45 мин. утра в Самару прибыл первый сибирский ускоренный поезд. «Посмотреть на эту новинку собралось немало народа, в том числе начальник губернии А.С.Брянчанинов, – сообщала газета. – Весь поезд состоит из 4 громадных вагонов 1 и 2 классов и вагона багажного. Общее внимание возбудил вагон-столовая с роскошными креслами и диванами, обитыми дорогим сафьяном. Здесь всё, что было можно, исполнено для удобства пассажиров. Всего в поезде может поместиться до 80 пассажиров. Поезд выигрывает во времени не особенной быстротой своего движения, а кратковременностью остановок на станциях… Пока движение [этого поезда] будет совершаться между Томском и Москвой»
(Самарская газета. 1898. 22, 24 марта)

И еще одна очень важная новость:

Самара Вокзал Оренбургской железной дороги 1881
Самара Вокзал Оренбургской железной дороги 1881

Вокзал в Самаре начало ХХ в.
Вокзал в Самаре
начало ХХ в.

24 марта 1898 г. Окончательно готов для пропуска поездов второй железнодорожный путь на ст. Самара
(Самарская газета.1898. 24 марта)

Паровоз-на-ходу

Сегодня нет документальных свидетельств, какие вагоны первого поезда дальнего сообщения прибыли в первый раз в Самару в марте 1898 г.
Мы нашли в архивах несколько фотографий вагонов того времени. Вполне возможно, что какой-то из этих архивных снимков зафиксировал тот самый, «наш» вагон, побывавший в Самаре в 1898 г.

Пассажирский вагон Количество осей  4 Год постройки 1898 Изготовитель  Коломенский завод Дорога начальной приписки  Китайско-Восточная железная дорога
Пассажирский вагон. Количество осей 4. Год постройки 1898. Изготовитель Коломенский завод. Дорога начальной приписки Китайско-Восточная железная дорога

Вагон пассажирский класса микст.
Вагон пассажирский класса микст.

Вагоны такого типа всех классов строились по заказу частных дорог в 90-е годы XIX века. Это были последние трехосные вагоны, строившиеся «на заказ», до стандартизации пассажирского вагонного парка. Окрашивались в темно-желтый (золотистый) и зеленый цвет соответственно расположению мест 2-го и 3-го класса. Число осей 3. Число мест 20 спальных. Год выпуска (примерно) 1895. Изготовитель Путиловский завод. Дорога начальной приписки Рязанско-Уральская

Пассажирский вагон трехосный
Пассажирский вагон трехосный

Данный тип вагона получил широкое распространение в 70-80-х годах XIX века. Выпускались всех классов, как с открытыми площадками, так и с закрытыми тамбурами. Некоторые экземпляры эксплуатировались до середины 1950-х годов. Окрашивались в зеленый цвет. Число осей 3. Класс вагона 3-й. Год выпуска (примерно) 1872. Изготовитель Русско-Балтийский вагонный завод. Дорога начальной приписки Московско-Брестская.

Золотой-орел-1

А это уже современное фото. Маршрут поезда «Золотой Орел — Транссибирский экспресс» — самый длинный в мире. Поезд проходит через всю Россию: от Москвы до Владивостока. Здесь свой вагон-бар и вагон-ресторан.

Золотой-орел-2

———

А вот как выглядели вагоны поездов России в XIX веке. Как раз в то время, когда первый дальний поезд прибыл на станцию Самара, напомним, это произошло в марте 1898 г.

Вагон I класса Сибирского поезда прямого сообщения
Вагон I класса Сибирского поезда прямого сообщения

Салон спального вагона I класса
Салон спального вагона I класса
Салон Сибирского поезда прямого сообщения
Салон Сибирского поезда прямого сообщения

Тем временем строительство вагонов активно развивалось в Америке, Европе.
Европа вплоть до 70-х годов XIX века разъезжала в вагонах английского типа, которые были разделены поперечными перегородками на три отделения, по шесть мест для сидения в каждом. Багаж забрасывали на крышу вагона. А сами вагоны подразделялись на три класса. Вагоны второго класса, в отличие от вагонов первого, не имели застеклённых окон — пассажирам после путешествия приходилось долго приводить себя в порядок, избавляясь от частиц паровозного дыма. А в вагонах третьего класса были низкие потолки, что уменьшало и без того тесное помещение.

 Пульмановский вагон образца 1867 г.
Пульмановский вагон образца 1867 г.

Но Америка с её пространствами, не Европа. И первым это осознал американский промышленник Джордж Мортимер Пульман. Именно он построил первый в мире вагон современного типа – со всеми удобствами, мягким ходом и удобными салонами. Произошло это в 1864 году, когда из ворот завода Пульмана вышел первый поезд с вагонами класса «люкс».

На просторах нашей страны мы настоящих «пульманов» не увидим. Наши спальные вагоны — это далёкие потомки копий пульмановских спальных вагонов, скажем так, среднего класса. Поэтому конструкцию и убранство настоящего «пульмана» мы можем только представить. Или… увидеть во время поездки в Европу.

Бизнес Джорджа Пульмана процветал. И в 1872 году он начинает производство вагонов-столовых и вагонов-ресторанов. Первые были не более чем закусочными на колёсах, но рестораны были настоящими ресторанами — с кухней, с помещениями для хранения продуктов, с роскошным залом для посетителей. В 1873 году пульмановские спальные вагоны появляются и в Европе.

Восточный-экспресс-2

В 1882 году в Британии была основана новая компания — «Пульман Палас Кар Компании». А годом ранее между Брайтоном и Лондоном начинает курсировать «Пульман Лимитед Экспресс» — первый комфортабельный поезд, сформированный из вагонов высшего класса.

Восточный-экспресс-3

Знаменитый «Восточный экспресс», который существовал в реальности, и о котором в своем произведении написала страшную историю Агата Кристи…

Агата-Кристи-1Агата-Кристи-2

Подробности о поездах Пульмана здесь:

Можно также почитать
о знаменитой международной компании, производителе спальных вагонов класса «люкс» конца XIX — начала XX в. Ей принадлежит, в частности, «Восточный экспресс» (помните, Агата Кристи, «Убийство в Восточном экспрессе»?) и «Синий экспресс» (тоже Агата Кристи). Известна эта компания и тем, что впервые ввели на европейских железных дорогах вагоны-рестораны.

Вагоны "Норд-Экспресса"
Вагоны «Норд-Экспресса»

А так выглядит сегодня «Синий экспресс».
А так выглядит сегодня «Синий экспресс».

———

В 1891 г. Александр III издал указ, разрешающий иностранной акционерной компании «Международное общество спальных вагонов и скорых европейских поездов» производить операции в России. В России Петербург с Лиссабоном соединял роскошный «Южный экспресс», а до Первой мировой из Петербурга в Париж ходил «Северный экспресс».

«О комфорте этих скорых поездов можно судить на примере «Сибирского экспресса». Этот роскошный поезд состоял из 7 вагонов: трех спальных вагонов I класса, вагона-ресторана с кухней, «вагона-бассейна» с гимнастическим отделением, багажного и вагона-библиотеки на всех европейских языках с мягкими креслами, уютным освещением, толстыми коврами. Причем свежая пресса регулярно пополнялась на крупных станциях. Подобной роскоши на транспорте еще не видели. Поезд на Восток шел 11 суток, при этом трижды меняли фирменное, с вензелями тонкое постельное белье».

На акварелях и рисунках начала прошлого века — вагон-библиотека и вагон-ресторан «Норда».

———-