Вообще-то там, в этом старинном стихотворении говорилось совсем не про меня, а про то, что: «Когда был Ленин маленький/ С кудрявой головой,/ Он тоже бегал в валенках/ По горке ледяной«. Но как-то со временем выяснилось, что валенки были не только у одного мальчишки — полстраны, не меньше,щеголяли в «катанках» — так называли на Сахалине, где прошло мое детство, обычные валенки — и удобная, и теплая, и недорогая была обувка. Вот с кудрями — беда — не дала природа такого украшения, все больше форсил с ежиком и летом и зимой.
Я как-то для себя уловил в этой соцсети (ФБ) возможность и потребность быть таким как другие: говорить о близком, радоваться друзьям, листать альбомы семейных фотографий. Много лет мне пришлось жить не совсем так, — ведь когда ты на виду, причем, не по своей воле, а в силу своей профессии, надо и быть, и казаться другим. Я рад от души, что сейчас мне это уже совсем не нужно.
В последние годы более всего мне стала интересна история, не как учебник, а как «машина времени», с помощью которой можно сравнивать свою жизнь с тем, как она сложилась у других, узнавать что-то, вспоминать и сожалеть о том, чего уже не будет никогда. Казалось, уж много чего довелось узнать в жизни, прочитать в книгах, увидеть в кино, услышать в рассказах, но меня поразила короткая реплика Инны Александровны Касьяновой (я говорил о нашей с ней встрече в рамках программы «Струковский сад» на волнах Радио России-Самара) в ответ на мой вопрос «Что сегодня она вспоминает о своем отце в первую очередь?» Напомню, для тех, кто не знает — отец Инны Александровны прославленный пивовар, придумавший когда-то новый сорт пива, которое назвали «Самарским», он работал главным пивоваром Жигулевского пивзавода с 1946 по 1970 годы. Впервые в истории СССР пивовар, да к тому же беспартийный, указом Верховного совета был награждён Орденом Ленина и Золотой звездой Героя социалистического труда! А «Самарское» пиво занесено в ГОСТ в раздел «Национальные сорта».
Два раза, когда жизнь его висела на волоске то по причине «красного» террора, то во времена сталинских репрессий, именно профессия спасала Александра Касьянова от неминуемой гибели. (Подробнее о нем можно прочитать здесь)
И вот Инна Александровна рассказала эпизод из жизни их семьи, который так и стоит перед глазами. Пересказываю его своим словами, в самой записи можно услышать подлинный рассказ. По возвращении его домой после очередного ареста «органами», она, тогда четырехлетняя девчонка, с ужасом смотрела на отца, который на кухне в сковородке сжигал все семейные фотографии, чтобы никого не подвести и не дать повод быть арестованным, если такая ситуация возникнет снова…
И теперь у них нет старинных фотографий, архива семьи… Вот как важно хранить фотографии из «той жизни», они — реальные свидетели жизни не только одной семьи, но времени, в котором мы родились, жили и живем. А другим толчком к созданию этого альбома послужили последние публикации в ФБ френдов-друзей, как реально знакомых, так и виртуальных, знакомство с которыми тоже бывает интересно.
Фотографий осталось не так уж много, но благодарю судьбу, что сохранились некоторые. Вот этот ушастый пионер с галстуком и есть я в возрасте 8 или 9 лет, значит, ученик 3-го класса средней школы в г.Южно-Сахалинске году так в 1956-м… Стоит ли говорить, какие чувства одолевают, глядя на свою далекую и такую близкую маму.
А вот, к своей радости, я сумел найти старые фотографии тех лет! Я также сумел сделать свою версию карты города, на которой можно проследить мою тогдашнюю жизнь.
Я хорошо помню, что мы жили на ул.Торговой. Теперь эта улица называется — Крюкова. В свой первый класс я пошел в школу, которая находилась ЗА к/т «Комсомолец» — теперь там 11 школа, ее старое здание осталось только на фотографии.
А пионером я стал уже, когда учился в школе № 9. Здесь я проучился несколько лет. Школа №9 — мои детские впечатления совпали с теми, кто пишет, что это было огромное длинное холодное здание, которое вскоре вообще перестало существовать, но вот, благодаря интернету, фото удалось найти.
История школы в воспоминаниях…
Галина Эдгаровна Белоносова: Школа №9. Вся моя жизнь связана с тобой! Пришла я сюда молодой женщиной и проработала здесь 40 лет. Какие это были прекрасные годы! А школа? Какая она была? Это было деревянное двухэтажное здание, холодное, неблагоустроенное. Длинные-длинные коридоры, где можно было прокатиться, как на катке, после того, как их протирали. Холодные классы, где мы сидели в пальто.
Но никто никогда не стонал, не жаловался на такие условия. Украшали к праздникам кабинеты по своей собственной фантазии, устраивали интересные мероприятия. Ходили вечерами на факультатив по литературе и засиживались по два-три часа, знакомясь глубоко с замечательными русскими писателями. Работал в школе драмкружок. Мы работали совместно с замечательным нашим библиотекарем Галиной Евгеньевной Кифа, которая была страстно увлечена театром. К каждому юбилею писателя мы готовили инсценировки, устраивая зрительный зал в кабинете, изготавливали декорации, шили костюмы, а когда наступал день премьеры, страшно волновались, что не будет зрителей. Но их всегда было предостаточно, мест не хватало. Сидели прямо на полу, на подоконниках, и горячо аплодировали артистам. Ребята были счастливы. После удачного выступления устраивали чаепития. С самоваром, с баранками и конфетами!
В один из сильных буранов наша школа вышла из строя. Придя в неё, увидели такую картину: окна в классах разбиты, а кабинеты засыпаны снегом, отопление вышло из строя. Нас разбросали по разным школам. Новое здание построили довольно быстро. Какое счастье испытывали все ребята, когда вошли в новое современное здание!Бугера Мария Гавриловна: Я закончила Владивостокское педагогическое училище в 1943 г. В город Южно-Сахалинск я приехала в 1953 году и стала работать в школе № 9.
Школа была старая, деревянная. Зимой в классах было холодно. В классах было по 42-45 учеников. Коллектив учителей был очень дружный. В 1956 году построили новую школу. Мы очень радовались.
Проработала я в школе № 9 48 лет. Выпусков в этой школе я сделала 16. Общий стаж 57 лет. Дети меня очень любили, школа для меня была как родной дом.
И еще одно воспоминание из того времени. В 5 классе появился предмет ботаника. Нам было дано задание на урок принести красный помидор — что-то под микроскопом мы должны были рассматривать, вроде как «эндосперм». Звучит странно, и немного загадочно. Так вот, по дороге в школу я на рынке купил помидор (1 штуку) и нес его до школы в руке. Как тут не вспомнить Распутина с его «Уроками французского», когда мальчишке дали яблоки, которые он видел впервые в жизни! так и я с этим помидором — потом после урока съел его как неизвестный фрукт…
Странно, что на фотографиях 30-х годов Тоёхара (японское название города, который потом переименуют в Южно-Сахалинск) выглядел, мягко говоря, иначе. И фото моей улицы в прежние времена ее истории тоже в диковинку.
А потом нашлись фото еще двух моих школ — в г. Чехове (тогда он был городом, это теперь Чехов стал селом…) Вот школа, построенная еще японцами, в которой мне довелось учиться. Это фото той самой, моей, школы в Чехове, где я учился в 1959 г. Старую японскую школу, как я вычитал уже сейчас, снесли. На ее месте построили другое здание. Раньше это место называлось по-японски Нода.
Как, конечно, снесли и такие домишки — японские фанзы, в одной из таких жили и мы в Чехове. За фото благодарю френда из группы ВК, это Надежда Абдрахманова-Курочина
Вот, что она рассказала: Это японский барак, один остался, многие жили в таких бараках, очень холодные бараки, как японцы в них жили не знаю, наши когда пришли, стали переделывать — утеплять. В Чехове я закончила школу, часто приезжала домой одна сначала, потом с семьей, последний раз была в 2014 году осенью, у меня сестра болеет сильно, я не была дома 9 лет…
Здесь стояла японская церковь, название нашла, а какой вид был у этой церкви не нашла, старшие люди говорили, что была красивая очень.
Вот добрые люди собрали историю:
Была еще одна школа — интернат в с.Костромском — это рядом с Чеховом. Но там пока для меня странная история — я «опознал» здание школы, в котором я учился, но в описании на сайте школы говорится, что свою историю она ведет с 1976 г! — что никак не может относиться ко мне и годам моей учебы в ней — 1959-1961… Послал письмо сегодняшнему директору школы, хотелось бы ясности.
Выяснилось, что в Костромском есть еще одна школа-интернат, но свою историю она ведет с 1960 г. — опять я в «пролете» — вроде не про меня и это…
А это уже теперешние мальчишки ходят на тот берег моря, к маяку (о нем расскажу в конце этой статьи), как и я когда-то.
Еще нашлось одно памятное место: речка, перегороженная еще японской плотиной. Сколько раз тут я бродил…
А потом — на Материк! Не помню точно дату, но это были первые месяцы 1961 г., мы на пароходе отплыли из Холмска во Владивосток. Мне было неполных 14 лет, я уехал из 7 класса. Этот класс был в моей жизни целых два года — и не потому, что двоечник и остался на второй год. Началось наше великое путешествие по всей стране на запад, до самой Молдавии. Побыв какое-то время, после прибытия во Владивосток, у родственников в Хабаровске, мы отправились через всю страну в Бендеры-Кишинев к родственникам, которых там не оказалось… Много еще чего было в этом году. Затем неисповедимые пути привели меня в Кемерово.
————
Эти снимки уже из другой части жизни, сделанные уже на Материке — так на Сахалине называли неостровную часть страны.
Это уже школа № 4 в Кемерове. С ней много будет связано. Потом, через годы, выяснится, что моя будущая жена ОМЛ, тоже училась в этой школе, пройдя свой далекий путь с Дальнего Востока…
А потом маятник колеса жизни вновь меня кинул на Восток, на родину, в Хабаровск, на Амур.
Начало «карьеры» на радио и ТВ.
Меня вновь качнуло в Сибирь, снова в Кемерово.
Всегда тянулся к людям, которые могли играть, петь, сочинять что-то.
И еще одна великая река в моей жизни — Волга.
Надо было все проверить и испытать — это Дунай в столице Австрии Вене.
Далекая Исландия. Туда и плыть-то надо целых два дня из Шотландии!
Самый западный мыс Европы Capa-da-Roka. Там, за океаном, Америка.
И снова город чудес Амстердам.
Впрочем, это уже совсем другие истории. Единственно, что хотелось бы добавить о своем детстве — небольшой рассказ про морской маяк на острове Сахалин. Я до сих пор помню, как нас, школьников, привезли на экскурсию на маяк и разрешили взбежать вверх по его ступеням — винтовая лестница расположена внутри самого маяка. Незабываемое впечатление — когда ты бежишь, бежишь, сзади бегут такие же смельчаки, остановиться нельзя… Сколько длился этот пробег — трудно сказать сегодня о том, но незабываемое впечатление, когда ты из внутренностей этой огромной трубы вдруг вылетаешь на верхнюю площадку и перед тобой во все стороны открывается море! Это самое яркое впечатление всей моей жизни.
Совсем недавно мы узнали, что в тех местах, где Саша провел несколько детских лет, действовал во время Русско-японской войны (1905г.) партизанский отряд, организованный штабс-капитаном Владиславом Брониславовичем Гротто-Слепиковским. Он долго успешно воевал с врагами, но под конец был разбит. Японцы кого-то взяли в плен, многих, в том числе женщин, расстреляли, но погибшего командира похоронили с воинскими почестями. Мы нашли в интернете и фотографии того самого маяка, построенного японцами в 1934 г., и с грустью увидели, в какой упадок пришел г.Чехов, неподалеку от которого и расположен этот маяк, — город потерял статус города — там свободно сейчас мог бы снимать Андрей Тарковский свой фильм “Сталкер”. И сколько таких заброшенных мест в России, и как они множатся в наши дни. Я жил и учился там в школе-интернате два года.
Эти скриншоты я сделал с видео на Youtube, постараюсь его снова найти и добавлю сюда.
Нашел видео и очень обрадовался. Оказывается, это место находится на мысе Слепиковского, и расположено там уникальное природное явление, которое сейчас взято под охрану и является местом паломничества большого количества туристов. На этом видео буквально иллюстрируются мои слова о том, как стремительно приходится подниматься вверх по ступеням внутри этого маяка. Ничего о научном значении я в своем детстве, конечно, не знал, но навсегда запомнил удивительные природные картины: озера, песчаные дюны на берегу моря, редкие растения и вкусные ягоды.
Береговые линии Сахалина таковы, что мысов не пересчитать. Чем же примечателен именно этот мыс? Мыс Слепиковского — единственный песчаный мыс на Сахалине, сахалинская Балтика с настоящими песчаными дюнами. И если прислушаться, то кроме шелеста волн можно ещё услышать шепот песка. Интересно, о чем он перешептывается? Может, вспоминает те далекие дни, когда загадочные айны называли это место Ноторо? Или о том, как после 1905 года новые жители острова дали ему другое имя — Оторо мисаки ([みさき] [мисаки] — мыс) и в 1934 году построили здесь маяк, со знакомым уже названием Ноторо? Вон он, этот маяк, до сих пор возвышается над дюнами… А может, гадает, почему после 1945 года мыс опять переименовали и теперь он носит имя командира Чиписанского отряда штабс-капитана Гротто-Слепиковского Бронислава Владиславовича, павшего смертью храбрых 28 июля 1905 года в бою при обороне Южного Сахалина от японцев.
Глядя на все это, лишний раз понимаешь, — нельзя вернуться в реку своего детства. Но хорошо, коли сумеешь до седых волос сохранить в себе способность надеяться на перемены в своей жизни и радоваться тому, как много тебе она подарила: дала узнать, увидеть, испытать, побывать, потрогать, сделать своими руками…
————
С особой признательностью и благодарностью приведу ссылки на источники, с которых я почерпнул так много, не просто фотографий, а часть своей жизни. Спасибо всем энтузиастам истории Сахалина, которых оказалось очень много:
https://vk.com/smartsakhalin — группа «Умный Сахалин»
https://vk.com/oldsakhalin «Старый Сахалин»
www.panoramio.com VEL Ayrup
visualhistory.livejournal.com Сахалин, 1950 г., цветные фото.
virtual-ostrov.ru Виртуальный остров. Сахалин и Курилы
humus.livejournal.com Южно-Сахалинск в 1950-х годах
sakhalinmuseum.ru ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК: В ПОИСКАХ ЦЕНТРА
obrazovanie.admsakhalin.ru Министерство образования Сахалинской области
Список дополню.
А.Барышев,
2016 г.