«Чужая душа — потемки». Народные приметы на 3 ноября

Все приметы старой жизни не про нас: по всему надо бы первому снегу лечь. День Иллариона. В это время всегда на Руси начинались вьюги и поземки. Вот и говорили: «Первая пороша — не путь. Запорошенные дороги — ненадежные». И так же философски, как и мы сегодня, приговаривали: «А припорошенный путь — под стать тихой душе: потемки».

Вот и вправду сказывали: «чужая душа — потемки». Это уже как-то ближе и к нашей жизни, и к тому, как она устроена сегодня. Одно всегда, и тогда и теперь, было в радость: после непогоды вновь выглянет солнышко, а там и до солцеворота недалеко. Правда, будет это не очень скоро, ожидают приход дневных легких морозов не раньше середины месяца, а до этой поры: туманы, осадки в виде дождя и мокрого снега.

Уходящий в осень...
Уходящий в осень…

Фото: Геннадий Генералов (Тольятти)

Уходящий в осень…

————

Подробнее об истории этого дня:

Иларионов день

В этот день отмечают память двух святых с одинаковыми именами — Илариона Великого, жившего в 3-4 веках в Палестине, и Илариона Псковоезерского, жившего в 15 веке на Руси, недалеко от Чудского озера.

Иларион Великий изучал науки в Александрии, там же принял христианство. Вернувшись на родину, преподобный удалился к отшельникам близ Газы. Иларион считается основателем нескольких монастырей и первым проповедником монашества в Палестине. В конце своей жизни святой отправился в путешествие, чтобы вновь посетить Египет и поклониться могиле святого Антония Великого.

Скончался Иларион на острове Кипр, заранее предсказав свою смерть. Иларион Псковоезерский, или Гдовский, был учеником преподобного Ефросина Псковского.

Он основал Озерский Покровский монастырь на берегу реки Желчи, впадающей в Чудское озеро, и стал его первым настоятелем.

Обитель стала важным религиозным центром, и, несмотря на близость Ливонского ордена, православие быстро распространялось среди местных жителей.

На Руси подмечали, что с Иларионова дня начинает заметать пороша. Хотя ночи были уже морозными и снежными, днем солнце еще прогревало землю, и было довольно грязно.

По этому поводу наши предки говорили: «Первая пороша — не путь». Но большой беды в этом не видели, ведь «бездорожье хулить — по белу свету не ходить».

На Илариона примечали: если снег ляжет на сырую землю и не растает — значит, весной рано зацветут подснежники. Если же снег выпадет на мерзлую почву — в следующем году можно ждать хорошего урожая хлеба.