Указом Николая Первого 1841 года было утверждено первое штатное расписание уездной Самарской пожарной охраны. По табелю предписывалось иметь в штате одного полицмейстера, двух частных приставов, одного брандмейстера, три унтер-офицера, а также 25 пожарных служителей.
1874 года министр путей сообщения России подал царю «всеподданнейший доклад», копия которого хранится в музее Куйбышевской железной дороги.
1891 В зале Коммерческого собрания демонстрировалось одно из выдающихся изобретений XIX столетия — фонограф Эдисона.
———
Куйбышевская магистраль
16 октября 1874 года министр путей сообщения России подал царю «всеподданнейший доклад», копия которого хранится в музее Куйбышевской железной дороги. В нем написано буквально следующее: «Вашему Императорскому Величеству имею счастие всепочтеннейше донести, что 12 сего Октября открыто правильное движение пассажирских и товарных поездов по Моршанско-Сызранской железной дороге, от Моршанска до Сызрани, на протяжении 484 3/4 верст«.
Эту дорогу строило акционерное общество Ряжско-Моршанской железной дороги, открывшее в 1866-1867 годах паровозное движение от Ряжска до Моршанска. В мае 1868 года правление общества обратилось к правительству за разрешением продолжить строительство линии от Моршанска до Пензы и Сызрани.
Работы начались в мае 1872 года под руководством опытного инженера-путейца Н.Л.Маркова. Трасса была разделена на участки, и строительство велось одновременно по всей линии. Параллельно с прокладкой путей строились депо, станции, пункты водоснабжения, технические здания. Закладка важнейших объектов сопровождалась традиционным обрядом освящения.
В те годы железные дороги строились весьма примитивно. Несколько тысяч рабочих практически вручную делали насыпи. Землю подвозили конные подводы с возчиками. Деревянные шпалы пропитке не подвергались. Рельсы были различной длины — от 5,6 до 6,5 метров, весом по 26 килограммов метр. Часто шпалы и рельсы укладывались прямо на земляное полотно, без подсыпки щебня. На дороге использовались трехосные паровозы, поставляемые Воткинским и Невским заводами. В поездах применялась сигнализация в виде веревки, которая на крючках вдоль вагонов протягивалась от главного кондуктора до будки машиниста, где крепилась к паровозному свистку. Ездить «по железке» в удобных пассажирских вагонах было дешевле, комфортнее и быстрее, чем на лошадях. Железные дороги пользовались возрастающим успехом.
Одновременно со сдачей в эксплуатацию Моршанско-Сызранской дороги начала действовать ветвь, ведущая от Сызрани до пристани на Волге. Моста через Волгу еще не было, но он уже проектировался и должен был продлить движение поездов на Восток. В Самаре первый паровозный свисток раздался 12 августа 1875 года, после сдачи в эксплуатацию ветви от Самарской железнодорожной станции к Хлебной площади и далее к волжским пристаням.
Моршанско-Сызранская дорога, прародительница нынешней Куйбышевской магистрали, имела огромное экономическое значение. Она связывала центр страны с берегами Волги, с районами, богатыми хлебом, лесом, полезными ископаемыми. Куйбышевская железная дорога и сегодня остается важнейшей грузо-пассажирской магистралью страны.
———
Другие события этого дня в разные годы истории Самары:
Указом Николая Первого от 16 октября 1841 года было утверждено первое штатное расписание уездной Самарской пожарной охраны. По табелю предписывалось иметь в штате одного полицмейстера, двух частных приставов, одного брандмейстера, три унтер-офицера, а также 25 пожарных служителей. На вооружении пожарной части было: 13 пожарных труб, 28 летних и 16 зимних дрог, 14 бочек, 20 ведер, 4 лестницы, 28 багров и 2 топора.
Дополнительно:
16 октября 1860г. На Алексеевской площади Самары, в помещении уездного училища, открыта первая в городе Воскресная школа.
16 октября 1873г. Самарское губернское земское собрание постановило командировать в Санкт-Петербург делегацию. Делегация направлялась для решения вопроса о сооружении Самаро-Оренбургской железной дороги и получения пособия в связи с неурожаем в губернии. В состав делегации вошли губернский предводитель дворянства Д.А.Мордвинов, председатель губернской земской управы П.С.Крылов и гласный С.П.Шелашников.
16 октября 1898г. Чрезвычайное заседание Самарского губернского Дворянского собрания провозгласило неприкосновенность дворянских имений и частную собственность на их земли.
16 октября 1900г. Начались занятия на курсах по фотографии для начинающих. Курсы организованы Самарским фотографическим обществом.
16 октября 1915г. Обвиненный в шпионаже в пользу Германии и Австрии «пивной барон» Альфред фон Вакано выслан из Самары на два года в Бузулук.
16 октября 1917г. На станции Иващенково открыты политехнические курсы со сроком обучения два года. Обучение платное. В числе преподавателей – начальник Сергиевского завода генерал-майор, профессор химии Н.Ф.Жеребятьев.
16 октября 1917г. В Самаре состоялось первое заседание новой городской думы. Председателем избран К.Г.Глядков, зам. председателя А.П.Галактионов.
16 октября 1921г. Жители г. Самары приняли участие во Всероссийском субботнике помощи голодающим Поволжья.
16 октября 1928г. Принято постановление горисполкома о введении всеобщего начального обучения в г. Самаре.
16 октября 1936г. Партийный комитет затона имени Янсона осудил антисоветскую агитацию уборщицы И.А.Янкиной. Ираида Алексеевна Янкина, член ВКП(б) с 1925 года, во время коллективного обсуждения передовой статьи газеты «Правда» о положении в Испании высказала такую точку зрения: «Засела у власти молодежь, раздает хлеб, заставляя тем самым население нашей страны голодать. Нам в период гражданской войны никто не помогал». На заседании парткома И.А.Янкина не раскаивалась в содеянном, а заявила, что в нашей стране равноправие мужчин и женщин существует только на бумаге. За антисоветскую контрреволюционную агитацию среди рабочих затона имени Янсона И.А.Янкину исключили из рядов ВКП(б).
16 октября 1942г. В г. Сызрани введен в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод. Продукция работавшего на местном сырье завода шла на нужды фронта.
О чем писали самарские газеты
16 октября 1891г. «Фонограф Эдисона»
В зале Коммерческого собрания демонстрировалось одно из выдающихся изобретений XIX столетия – фонограф Эдисона. Присутствующим на сеансе были представлены всемирно известные певцы и певицы: Аделина Патти, Лукка, Решке, Давыдов. «Аппарат в совершенстве передает манеру исполнения, но человеческий голос выходит каким-то странным, карикатурным», что (предполагает автор) зависит от материала, на котором запечатлеваются звуки.
«Замечательно ясно, с сохранением подлинника, был передан свист знаменитой свистуньи Шау (вальс «Моя царица»). Фонограф изумительно верно передает характер духовых инструментов».
(«Самарская газета»).
Фонограф Эдисона
16 октября 1891г. «Козел дурит»
В казармах, помещающихся в доме Новокрещенова, на Воскресенской площади, проживает довольно внушительного вида козел, который решительно не дает проходу мимо казарм ни конному, ни пешему, будь то мужчина, женщина или ребенок. На всякого прохожего он с разбегу бросается и наносит такой сильный толчок, что редко кто удерживается на ногах; если же при этом прохожий упадет, то «шаловливый сатир», вероятно, выдрессированный солдатами, проделывает над упавшим неприличную потеху.
(«Самарская газета»)
16 октября 1951г. На Куйбышевгидрострой прибыл первый сверхмощный земснаряд типа «1000-80″ «Сталинградский-1″.
Он поставлен у острова Телячий и будет намывать грунт в перемычку котлована под здание ГЭС. Земснаряд «Сталинградский-1″ смонтирован на судоверфи города-героя. Его мощность 1000 куб. м грунта в час на расстояние до 4 км. Он способен заменить труд 30 тысяч человек.
(«Волжская коммуна»)
———-
О событиях этого дня из других источников:
———-
Архивы Самарской области
16 октября в истории губернии и области:
1860 год. В г.Самаре, на Алексеевской площади (ныне пл.Революции), в помещении уездного училища открыта первая в городе воскресная школа.
1921 год. Жители г.Самары приняли участие во Всероссийском субботнике помощи голодающим Поволжья.
1941, 16 октября – 17 ноября. По решению ГКО СССР от 16 октября 1941 года №143/24-ЭС в г.Куйбышев эвакуирован Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) в составе 650 сотрудников и 2 тыс. единиц дорогостоящего оборудования.
————
1820 16 (по старому стилю 4) октября родился Григорий Сергеевич Аксаков, самарский губернатор с 20 января 1867 года по 8 декабря 1872 года, почетный гражданин города Самары.
1911 Состоялось торжественное открытие Самарского учительского института.
1948 В ночь на 17 октября произошло крушение товарных поездов на станции Подбельск Куйбышевской железной дороги, в результате чего началась течь в цистерне с метиловым спиртом. Жители окрестных сел стали расхищать растекающуюся жидкость в массовом порядке, приняв смертельно ядовитый метиловый спирт за этиловый. В результате в период до 23 октября в Подбельском районе было зарегистрировано 125 случаев отравления метиловым спиртом, из них 18 — со смертельным исходом, в Кинель-Черкасском районе — соответственно 8 и 4 таких случаев.
———