4 августа 1669 Побывал на территории современной Самарской области голландский путешественник, парусных дел мастер Ян Стрейс.
В разгар сезона продажи хлеба в старой Самаре появлялись… «мартышки». Так называли жуликов, которые обманным путем сбивали цены на крестьянское зерно, и наживались на этом.
4 августа 1944: В 5 складах г.Куйбышева хранится 8270 радиоприёмников, принятых от населения и учреждений области.
——
Ян Стрейс о самарском крае
4 августа 1669 года побывал на территории современной Самарской области голландский путешественник, парусных дел мастер Ян Стрейс. Он находился на борту судна, отправленного московским правительством в Персию. Через много лет Стрейс выпустил книгу под названием «Три путешествия», где в числе прочего были и записки о Самарском крае.
Голландец Ян Стрейс родился в Амстердаме в 1630 году, здесь же получил домашнее образование, и с детства учился корабельному делу. В 1647 году он впервые нанялся на корабль «Святой Иоанн Креститель», на котором путешествовал по Ост-Индии. В 1650 году корабль вернулся в Голландию с богатым грузом, но через год его капитан опять стал набирать команду, и Стрейс снова поступил на «Святой Иоанн Креститель» в качестве парусных дел мастера. В этот раз он побывал в Сиаме (ныне Таиланд), в Японии, на Суматре и других соседних с нею островах. Это было второе путешествие Яна Стрейса на Восток, которое продолжалось два с лишним года.
В 1668 году, узнав, что уполномоченный московского царя набирает людей для плавания по Каспийскому морю, Стрейс нанялся в эту команду парусным мастером, и вместе со шкипером Давидом Бутлером, назвавшим себя капитаном, он отправился в неизвестную для него Московию, в свое третье путешествие.
В сентябре 1668 года Стрейс прибыл в Москву, а в июле-августе 1669 года на корабле, предоставленном московским правительством, он в составе голландской команды отправился в плавание вниз по Волге до Каспийского моря. В начале августа его судно прошло по территории современной Самарской области, о чем Стрейс впоследствии оставил достаточно подробные записки.
В районе нынешнего села Усолье судно попало в шторм, и путешественник на этот счет записал следующее: «…при сильном ветре мы совсем не трогались с места, и были вынуждены до 4 августа простоять на якоре. 5 августа мы дошли до рыбачьего поселка, где купили много хорошей рыбы и икры по ничтожной цене». Неподалеку от этого поселка голландцы стали свидетелями работ на соляном промысле: «Мы увидели много соляных котлов и сковород, в которых русские вываривали соль. Они добывают ее из ближайших лощин и котловин, где под жаркими лучами солнца образуются большие залежи соли, которую отправляют большими грузами вверх по Волге, по направлению к Москве. Добыча соли дает работу многим людям и способствует развития большой торговли».
Местные жители предостерегли путешественников от возможного нападения речных грабителей: «Там видна река Уса (Ussa)… Берега реки так красивы, как только можно представить. Но русские сообщили нам, что здесь весьма опасно проезжать из-за разбойников, которые скрываются в кустарниках, и, завидя кого-нибудь с гор, быстро нападают на него».
При дальнейшем плавании от Усолья вниз по Волге Стрейс увидел на левом берегу реки весьма приметную куполообразную гору, которую ни до него, ни после него никогда не пропускал ни один иностранный путешественник: «Там стоит гора, которая называется Царев курган (Sariol Kurgan). Передают, что в ней погребен с 70-ю королями татарский царь, который поднялся по Волге, чтобы покорить Россию, и что воины принесли в шлемах и щитах землю на его могилу, и насыпали высокую гору».
Вскоре после этого голландцы увидели на волжском берегу город Самару, у которой, однако, их судно не остановилось, а продолжило свое плавание дальше. Стрейс о нашем городе оставил такую запись: «Мы плыли на парусах дальше, до города Самары (Samara), названного так по реке, протекающей через него. Город лежит на левом берегу Волги, построен четырехугольником, большей частью деревянными постройками, за исключением каменных церквей и монастырей».
Во время дальнейшего пути русские проводники рассказывали голландцам, что московское правительство на протяжении нескольких десятилетий борется с местными разбойниками, и даже имеет в этой борьбе некоторые успехи. Этот рассказ произвел на Стрейса сильное впечатление, о чем он записал следующее: «Мы миновали Казачью гору (Cosak-Ken-Bergen), названную так в честь множества казаков, убитых здесь московитами и беспокоивших до того всю эту местность страшными разбоями и поджогами. Но после поражения о них до сих пор ничего не слышно».
Еще в своей книге Стрейс оставил отметку о прохождении 11 августа острова и реки Чагры (Zagra). По словам путешественника, «здесь было много рыбаков, продававших рыбу за небольшие деньги». А затем голландцы получили известие, которое их сильно взволновало: «Нам сообщили, что несколько тысяч взбунтовавшихся донских казаков находятся… в устье Волги, при впадении в Каспийское море, и что их суда делают небезопасным плавание во всех направлениях по Волге и морю».
Это были взбунтовавшиеся против московского правительства казаки, которых под своим началом объединил легендарный атаман Степан Разин. Голландцы оказались свидетелями его восстания, которое впоследствии вошло во все учебники российской истории. Описанию этих событий и самого Степана Разина в книге Яна Стрейса посвящена целая глава. Казаки сначала отнеслись к путешественникам дружелюбно, но вскоре обвинили их в шпионаже в пользу московских властей и заперли на их собственном корабле.
Пока атаман решал дальнейшую судьбу иностранцев, Стрейс с несколькими матросами под покровом ночи бежал от казаков на шлюпке. Беглецам удалось добраться до Дагестана, где их взяли в плен местные племена и обратили в рабство. Только в 1671 году пленников сумел выкупить польский посланник, после чего Стрейс через Персию и Индию добрался до Суматры. Отсюда с кораблями Ост-Индской компании он смог вернуться в Амстердам, куда прибыл в октябре 1673 года.
В 1676 году Ян Стрейс на французском языке выпустил в Амстердаме книгу под заголовком «Три путешествия», где рассказал о своих странствиях по Московскому государству, ост-индским голландским колониям и другим странам Востока. На русском языке под тем же названием его книга была издана в 1935 году в Москве (перевод Эльвиры Бородиной).
Впоследствии Стрейс еще раз побывал в Московии в качестве одного из работников голландского посольства. Он умер в городе Дитмаре в 1694 году.
————
Самарские «мартышки»
В разгар сезона продажи хлеба в старой Самаре появлялись… «мартышки». Так называли жуликов, которые обманным путем сбивали цены на крестьянское зерно, и наживались на этом. Данное явление стало настолько известным в России, что даже попало в «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля — весьма авторитетное издание того времени.
Вот как пишет об этом сам Владимир Иванович: «Мартышки (в Самаре) — чернорабочие артельщики для ссыпки купленной пшеницы в амбары, принимают, меряют и ссыпают пшеницу на свой ответ, и всей артелью живут воровством и обманом, кражей хлеба у продавцов».
Методы обмана были различными, но самым распространенным был такой. Неопытному продавцу предлагали за зерно хорошие деньги, и он соглашался продать свой товар. Перекупщики всей артелью опускали на веревках телегу с хлебом в подвал амбара для разгрузки, и тут один из них «внезапно» обнаруживал низкое качество зерна. Начинался спор, во время которого продавцу предлагалась гораздо более низкая цена за хлеб или возврат товара. Но обратной перегрузкой он должен был заниматься сам.
Крестьянин, как правило, принимал новые условия, и, проклиная перекупщиков, уезжал домой совсем не с той выручкой, на которую рассчитывал. Однако до суда дело обычно не доходило, потому что обманщики хорошо знали свое ремесло и действовали в рамках закона. В иные дни на Хлебную площадь Самары приезжало до 10 тысяч подвод с пшеницей. «Мартышки» быстро находили доверчивых продавцов и зарабатывали на их обмане большие деньги. Купленное за бесценок зерно затем продавалось крупным хлеботорговцам по более высокой цене.
Этот промысел существовал почти до конца позапрошлого столетия. В марте 1893 года в Самаре была создана товарно-сырьевая биржа, которая стала налаживать цивилизованную торговлю. Порядка в продаже хлеба стало больше, и жульничество пошло на спад. Но даже в наши дни на самарских полях иногда вновь появляются «мартышки». В обмен на хлеб они предлагают дефицитное горючее, запчасти к комбайнам или просто наличные деньги. И хотя цены на зерно бессовестно занижаются, крестьяне вынуждены соглашаться — жизнь заставляет.
————
Другие события этого дня в разные годы истории Самары:
4 августа 1854 г. В Самаре начато обустройство двух спусков к плавучему мосту через реку Самару. Завершено осенью 1855 года.
4 августа 1887 г. Первоначально в Сызрани, затем в Самаре наблюдалось частичное солнечное затмение. Фотограф Васильев сделал снимки этого природного явления.
04 августа (22 июля) 1913 года газеты сообщили:
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПРОБЕГ.
САМАРА. В 8 час. вечера на русско-балтийском автомобиле приехали участники кругового пробега . легко проехав по размытой грунтовой дороге путь Симбирск-Самара. Дорогой, в виду отсутвия показательных столбов, автомобилисты заблудились, потеряв вследствие этого несколько часов.
Члены местного клуба радушно встретили автомобилисты в 2 верстах от города.
Афиша от 4 августа 1922-го:
4 августа 1936 г. На предприятиях города начались массовые митинги в связи с событиями в Испании. В сентябре-октябре прошел сбор средств в фонд помощи трудящимся Испании.
4 августа 1942 г. В районе селения Капустин Яр подорвался на мине и затонул сухогрузный теплоход Средневолжского пароходства «Татария». На судне находились бойцы 28-й саперной бригады. С боями они отступали от Ворошиловграда, понесли большие потери и были направлены из Сталинграда в село Владимировку на пополнение и отдых. По различным оценкам свидетелей тех трагических событий, в трюмах теплохода находилось от 700 до 1000 человек. При взрыве мины крышки грузовых трюмов заклинило, и люди оказались похороненными заживо. Спасти удалось около 150 человек. Таких потерь Волга еще никогда не знала.
4 августа 1955 г. Создан Куйбышевский гипсовый комбинат.
———
О чем писали самарские газеты
4 августа 1932 г. «Каждый комсомолец города должен строить карбюраторный завод!» Выдвинутый городской комсомольской организацией лозунг опубликован вместе с сообщением о субботнике по оказанию помощи в строительстве карбюраторного завода.
(«Средневолжский комсомолец»)
———
О событиях этого дня из других источников:
Архивы Самарской области
4 августа в истории губернии и области.
1942 год. Куйбышевский обком ВКП(б) обратился в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить установить на судах Средневолжского бассейна вооружение и обеспечить членов экипажей судов винтовками в связи с имевшими место налётами фашистской авиации на суда и пристани с тяжёлыми последствиями. Налёты вражеской авиации создают угрозу бесперебойным перевозкам речным транспортом воинских грузов и сырья для сталинградских заводов, осуществляемым согласно решения ГКО СССР от 22 июля 1942 года.
1943 год. В г.Куйбышеве, при фабрике-кухне №2, создана специальная столовая, которая обеспечивала 3-разовое питание рабочих 4-го ГПЗ.
1944, на 4 августа. В 5 складах г.Куйбышева хранится 8270 радиоприёмников, принятых от населения и учреждений области, до 50% которых требует ремонта.
1996 — Жигулевский боксер Олег Саитов стал олимпийским чемпионом по боксу на Олимпийских играх в Атланте (США).
———