24 июля 1877 г. Самара вновь пострадала от пожара. Сгорело много деревянных домов, госпиталь. Городская дума выделила 5 тысяч рублей в качестве первоначальной помощи погорельцам. Весть о несчастье, постигшем город, дошла до столицы. Императрица пожертвовала сто тысяч рублей для раздачи пострадавшим. * 24 июля 1883 года Самару посетил член Государственного Совета, Статс-Секретарь Его Императорского Величества канцелярии, действительный тайный советник К.К.Грот, бывшим ранее губернатором Самарской губернии. 24 июля в Струковском саду в его честь устроили обед в складчину. Выбор места был не случаен. В свое время по инициативе гостя сад приобрели в собственность Самары. Он много сделал для города. При Гроте открыта публичная библиотека, построено здание театра на 550 мест, открыты мужские и женские училища, началось освещение Самары. * 24 июля 1971 г. Открыт новый речной вокзал: кассовый зал, где могут разместиться сразу 400 пассажиров, большой зал ожидания с огромными окнами-витражами, ресторан на 200 мест – все служит удобству пассажиров. Готовы к приему судов первый и второй причалы.
Обед в Струковском саду
24 июля 1883 года Самару посетил член Государственного Совета, Статс-Секретарь Его Императорского Величества канцелярии, действительный тайный советник К.К.Грот.
Грот по делам службы направлялся в Оренбург. Узнав об этом, городской голова П.С. Субботин собрал гласных думы и предложил встретить на вокзале бывшего Самарского губернатора полным составом думы и просить на обратном пути остановиться в городе. Константин Карлович, тронутый оказанным ему вниманием, согласился. И 24 июля в Струковском саду в его честь устроили обед в складчину.
Выбор места был не случаен. В свое время по инициативе гостя сад приобрели в собственность Самары. Петр Семенович напомнил собравшимся, что 30 лет назад Константин Карлович был вторым губернатором края, много сделал для города. И это были не пустые слова. При Гроте открыта публичная библиотека, построено здание театра на 550 мест, открыты мужские и женские училища, началось освещение Самары.
Константин Карлович, поблагодарив за высокую оценку его трудов, заявил о своей готовности и дальше служить интересам города.
27 июля на очередном заседании думы гласные решили приобрести портрет почетного гражданина Самары и поместить в зале думских заседаний. Выделили на его приобретение 350 рублей. В августе Грот дал свое согласие. Так, галерею почетных граждан Самары И.В. Константинова, Ю.Ф. Самарина, А.М. Горчакова, Н.П. Мансурова, Г.С. Аксакова пополнил и потрет Константина Карловича Грота.
———
Другие события этого дня в разные годы истории Самары:
24 июля 1877 г. Самара вновь пострадала от пожара. Сгорело много деревянных домов, госпиталь. Городская дума выделила 5 тысяч рублей в качестве первоначальной помощи погорельцам. Весть о несчастье, постигшем город, дошла до столицы. Императрица пожертвовала сто тысяч рублей для раздачи пострадавшим.
24 июля 1919 г. Реввоенсовет Южной группы войск Восточного фронта на две недели приостановил очередную мобилизацию в Красную Армию, чтобы подлежащие мобилизации люди управились с уборкой хлеба.
24 июля 1975 г. Открыт Тольяттинский автомеханический техникум.
О чем писали самарские газеты
24 июля 1900 г. В Ставрополе открылись курсы по церковному пению и музыке для земских учителей и учительниц Ставропольского уезда, устроенные на счет земства по постановлению последнего Ставропольского земского собрания. Курсы ведутся под руководством известного самарского знатока музыки и пения А.П.Тарасеева и продолжатся до 10 августа.
(«Самарская газета»)
24 июля 1909 г. Катастрофа.
Так назвала газета «Самарские губернские ведомости» несчастный случай, произошедший на Жигулевскм пивоваренном заводе. Каждую зиму завод складировал лед для производственных нужд на площади 25 квадратных саженей. Огромная глыба его прикрывалась навесом, который крепился к толстым столбам по всему периметру льда. Каждое лето навес над остатками льда разбирался. Вот и на этот раз рабочие разбирали навес. Во время обеденного перерыва люди здесь же остались отдыхать. Некоторые уснули. Навес рухнул. Под его обломками оказались около тридцати человек. Упавшую конструкцию быстро разобрали. Многие отделалась легким испугом. Серьезно пострадали 12 рабочих, которых доставили в Плешановскую больницу. Один из них вскоре скончался.
24 июля 1971 г. Открыт новый речной вокзал: кассовый зал, где могут разместиться сразу 400 пассажиров, большой зал ожидания с огромными окнами-витражами, ресторан на 200 мест – все служит удобству пассажиров. Готовы к приему судов первый и второй причалы.
(«Волжская коммуна»)
————
24 июля 1971 года в Куйбышеве (ныне — Самаре) открыт новый речной вокзал.
У Самары появились новые речные ворота. К концу 60-х стало понятно, что деревянный речной вокзал постройки 1936 года уже не отвечает запросам времени. Нужны были новые причалы с большей пропускной способностью. И строительство началось. Заново отстроенный речной вокзал хорошо вписался в старинную городскую панораму. Это был уже иной комплекс: не деревянный, как раньше, а железобетонный. Новые причалы были рассчитаны на прием современных многопалубных теплоходов.
«Торжественная церемония открытия нового речного вокзала состоялась вчера, 23 июля, в Куйбышеве ровно в шестнадцать ноль-ноль. — писала местная газета «Волжская коммуна». — На нем речникам вручается символический ключ от вокзала. Затем наступает знаменательный момент: второй секретарь горкома партии И.Б. Жуков разрезает ленточку у входа. Вместе с участниками митинга войдем и мы в это напоминающее гигантский параллелепипед здание. Светлый просторный вестибюль, в кассовом зале много воздуха, светло и уютно. Входим в большой зал ожидания. На улицу Горького и на Волгу выходят огромные витражи-окна. Западный витраж открывает великолепную панораму реки и причалов. Прямо из зала ожидания можно пройти в ресторан, рассчитанный на 200 мест. В летнее время их число можно удваивать за счет установки дополнительных столиков под навесом на открытом воздухе. Интерьеры нового речного вокзала отличаются красивой современной отделкой. Но вот по радио участники митинга приглашаются на теплоход. Почетными пассажирами первого рейса стали те, кто построил этот вокзал и причалы. А сегодня новый речной вокзал начал работать по обычному расписанию.
Кассовый зал, где могут разместиться сразу 400 пассажиров, большой зал ожидания с огромными окнами-витражами, ресторан на 200 мест – все служит удобству пассажиров. Готовы к приему судов первый и второй причалы».
Самарский речной вокзал построен по проекту архитектора Ю. Когана и введён в эксплуатацию в 1971 году. Перед зданием вокзала установлены 2 якоря, это не только украшение пирса но еще и система вентиляции подземной части речного вокзала.
Этапы строительства речного вокзала:
Фото:
———