14 июня 1909 года в Самаре было торжественно освящено строительство городской канализации. Появилась надежда на избавление от бед всех российских городов — непролазной грязи, зловония и луж после каждого дождя. Эту надежду вселил владелец Жигулевского пивоваренного завода Альфред фон Вакано. По его инициативе, на его средства началось строительство самарского водоканала. * 14 июня 1936 г. в Куйбышеве открыт новый водный вокзал. Вторая его очередь предназначена для пассажиров дачной и местной линий. * 14 июня 1963 г. На орбиту земли вышел корабль «Восток-5″ с космонавтом Валерием Быковским на борту. Через два дня в околоземном пространстве появился космический корабль «Восток-6″. Его пилотировала Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт. Заводам Безымянки предстояло перейти на производство более комфортабельных и вместительных кораблей типа «Восход» и более мощных энергоустановок нижних блоков ракетоносителя Р-7.
———-
Из истории самарского водоканала
14 июня 1909 года в Самаре произошло событие, впоследствии коренным образом изменившее быт провинциального городка. В этот день было торжественно освящено строительство городской канализации. Появилась надежда на избавление от бед всех российских городов — непролазной грязи, зловония и луж после каждого дождя.
Эту надежду вселил владелец Жигулевского пивоваренного завода Альфред фон Вакано. По его инициативе, на его средства началось строительство самарского водоканала.
О необходимости строительства канализации в городе разговор шел давно. Еще в 1887 году самарский голова Петр Алабин предлагал построить водоотводные сооружения «хотя бы в тех местах, естественное положение которых не способствует стокам нечистот». Однако комиссия по устройству канализации была создана лишь осенью 1895 года. Она подготовила проект стоимостью около миллиона рублей. Таких денег у города не оказалось, и строительство было отложено на 10 лет.
В июле 1906 года гласный городской думы Альфред фон Вакано заявил, что он готов выдать «безвозвратно» 15 тысяч рублей на составление проекта канализации, но при условии, что если через пять лет строительные работы не начнутся, город вернет ему эти деньги. Предложение было принято, Вакано включили в состав новой комиссии. Он сам провел переговоры с известным немецким инженером В.Г.Линдлеем, который имел опыт строительства подобных сооружений почти в 40 европейских городах. Линдлей приехал в Самару весной 1907 года, тщательно все изучил и дал согласие на подготовку проекта канализации. Через год он был готов. Чтобы не откладывать дело в долгий ящик, Вакано на собственные деньги начал строительство.
Проект представлял из себя замкнутую систему водоводов и канав на всех центральных улицах города. Стоки по проложенным в земле трубам самотеком должны были сливаться к набережной, где планировалось построить очистную станцию. Вакано заказал в Пруссии 30 вагонов керамических труб, а чугунные изделия и лекальный кирпич заказал на местных заводах. 14 июня в присутствии губернатора и специально прибывшей правительственной комиссии на месте закладки первых канализационных труб был отслужен молебен. Еще через две недели были готовы первые сотни метров канализации.
Вакано спешил завершить пробный участок к осени. Он потратил на это 57 тысяч рублей собственных средств. Но все прошло по плану, и 29 октября 1909 года канализационная комиссия с чувством исполненного долга сложила свои полномочия, надеясь на дальнейшее планомерное осуществление проекта. А Вакано предложил еще один стимул для ускоренного строительства. В своем письме в городскую думу он обещал всю стоимость проекта, а также расходы на сооружение первого участка канализации взять на себя при условии, что: городское управление начнет собирать с домовладельцев за пользование канализацией 75 процентов от той суммы, которую они обычно платят за вывоз нечистот и чтобы эти деньги шли исключительно на развитие канализации до тех пор, пока не будет завершено все строительство.
Условия были приняты. Они открывали возможность беспрепятственного финансирования строительных работ, которые не прекращались даже в годы Первой мировой войны. К 1917 году протяженность сетей водоканала составляла 35 километров. В то время подобное благо цивилизации имели лишь 11 городов России. Городская дума сердечно поблагодарила Альфреда фон Вакано за благородное начинание и денежную помощь при строительстве канализации.
———
Другие события этого дня в разные годы истории Самары:
———
14 июня 1871 г. Проездом в Каралык в Самаре останавливался писатель Лев Николаевич Толстой.
14 июня 1895 г. В «Самарской газете» появился первый фельетон, подписанный «Иегудиил Хламида». В Самаре Горьким (Иегудиил Хламида — его псевдоним) были написаны и опубликованы около 500 заметок, очерков, фельетонов, рассказов. Среди них песня «В Черноморье» (известная как «Песня о Соколе»), рассказы «Два босяка», «Как поймали Семагу», «Бабушка Акулина» (рассказ «Челкаш», написанный в Самаре, был опубликован в журнале «Русское богатство»).
14 июня 1906 г. Начались волнения среди солдат 215-го пехотного Бузулукского полка. Явившись на митинг вооруженными, они предъявили требования политического и экономического характера: «дать нашим отцам земли и воли», отменить смертную казнь и несение полицейской службы.
14 июня 1909 г. В Самаре начались работы по устройству первых линий городской канализации. Они начались с молебна, на котором присутствовали губернатор В.В.Якунин, члены правительственной комиссии профессора Г.В.Хлопин, Н.К.Чижов и господин П.М.Гришкевич-Трахимовский, командированные «для ознакомления с санитарными условиями городов Поволжья», гласные городской думы. Менее чем через две недели земляных работ приступили к укладке магистральных «керамыковых» (керамических) труб. Руководил всеми работами инженер путей сообщения Р.Л.Утгоф. К осени, как и планировалось, сооружение пробного участка городской канализации успешно завершилось. Владельцу Жигулевского пивоваренного завода, который финансировал все работы, они обошлись в 56 909 рублей.
———
14 июня 1936 г. В Куйбышеве открыт новый водный вокзал. Вторая его очередь предназначена для пассажиров дачной и местной линий.
В 1930-е годы, когда речными перевозками стало заниматься только государство, назрела необходимость построить единый речной вокзал. В 1935 году начало строиться деревянное здание вокзала по проекту архитектора Леонида Волкова.
Новое здание вокзала, открытое в 1936 году было одной из самых интересных построек Куйбышева в стиле неоклассицизма, также известного как сталинский ампир.
Речной вокзал того времени состоял из двух отдельно стоящих павильонов, где находились кассы, залы ожидания, буфет и администрация вокзала, связанных между собой крытой галереей, посредине которой располагались парадные арочные ворота. Через эти ворота пассажиры выходили на причалы к пароходам. Вокруг всего вокзала шел ряд белых колонн, которые придавали зданию некую легкость и торжественность.
Посадка пассажиров на пароходы проводилась с деревянных двухэтажных дебаркадеров.Они цепочкой стояли у берега от улицы Ленинградской до Некрасовской. Все они были покрашены в зеленый цвет.
В 60-е годы речной вокзал славился своим рестораном-«поплавком». Он находился на втором этаже одного из дебаркадеров и имел ряд неоспоримых достоинств. Во-первых, там всегда было свежее пиво. Во-вторых, из открытых окон вас приятно обдувал свежий волжский ветерок. И в-третьих, там было сравнительно дешево и туда можно было заглянуть, имея в кармане 2-3 рубля.
Туристских круизов в те времена было очень мало, все суда были пассажирскими и ходили регулярными рейсами «Москва — Астрахань», «Москва — Ростов»… Из Куйбышева ходили теплоходы до Саратова и Ульяновска. Многие еще помнят их названия: «Эстония», «Карелия», «Грузия». Билеты на них были дешевыми, и маршрут до Ульяновска и обратно превратился практически в экскурсионный, и по нему плавали тысячи куйбышевцев.
В речном порту всегда было многолюдно. И люди вели себя совсем не так, как на вокзале железнодорожном. Как-то более чинно, более спокойно… Действительно, как пелось в известной песне: «Как провожают пароходы? Совсем не так, как поезда…»
———
14 июня 1953 г. Образовано управление культуры Самарской области.
14 июня 1963 г. На орбиту земли вышел корабль «Восток-5″ с космонавтом Валерием Быковским на борту . Через два дня в околоземном пространстве появился космический корабль «Восток-6″. Его пилотировала Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт. Корабли сблизились до расстояния между ними пять километров. Совместный полет продолжался ровно двое суток. То был второй групповой полет «Востоков». Первый годом раньше выполняли А.Николаев и П.Попович. После подобных космических рейсов стало ясно, что не всем удается легко переносить невесомость. Сигналы на этот счет поступали от Г.Титова и В.Терешковой. Корабль «Восток-6″ завершил производственную серию одноместных космических аппаратов. Заводам Безымянки предстояло перейти на производство более комфортабельных и вместительных кораблей типа «Восход» и более мощных энергоустановок нижних блоков ракетоносителя Р-7.
О чем писали самарские газеты
14 июня 1914г. Государственная Дума приняла законопроект об открытии в Самаре женского педагогического института. «Этим актом установлена необходимость создания кадров учащих женщин не только для Самарской губернии, но и для целого края…»
«Волжское слово», №124.
———
О событиях этого дня из других источников:
——
Архивы Самарской области
14 июня в истории губернии и области.
1945 год. Организован трест «Куйбышевгоргаз», в задачи которого входило руководство всеми производственными конторами по строительству газовых сетей и их эксплуатация.
1949 год. Детская спортивная школа Куйбышевского областного Совета спортивного общества «Спартак» была реорганизована в школу специализированной молодежи.
1986 год. Автомобиль ВАЗ-2108, экспонировавшийся на 58-й Познаньской международной ярмарке, награждён золотой медалью выставки.
———-