Исторический календарь Самары: 19 апреля. Родился В.Н.Татищев (1686), образовано пароходство «Волготанкер» (1948), собраны первые шесть автомобилей «Жигули» (1970) — этот день вошел в историю отечественного автомобилестроения как день начала выпуска автомобилей ВАЗа

19 апреля 1686 родился Василий Никитич Татищев, российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории — «Истории Российской», основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми. * 19 апреля 1948 г. По решению правительства ликвидированы Верхневолжское, Средневолжское и Нижневолжское речные пароходства. На их базе создаются два: грузопассажирское с центром в Горьком и грузовое с центром в Куйбышеве. * 19 апреля 1970 года на Волжском автозаводе в Тольятти были собраны первые шесть автомобилей «Жигули». Вообще-то по плану строительства автозавода пуск конвейера должен был состояться в мае, тогда же должна была пройти и пробная сборка машин. Но Волжскому автозаводу необходимо было сделать подарок к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина.

Василий Никитич Татищев
Василий Никитич Татищев
Памятник В.Н.Татищеву в Тольятти
Памятник В.Н.Татищеву в Тольятти

5nk

г. Куйбышев (пароходство "Волготанкер")
г.Куйбышев (пароходство «Волготанкер») Архивное фото

———

Этот день в истории края.

Первые автомобили ВАЗ

19.04.1970 Первый автомобиль ВАЗ-2101 сошёл с конвейера Волжского автомобильного завода в Тольятти. Легендарная «Копейка».

konv-ВАЗ-2101

19 апреля 1970 года на Волжском автозаводе в Тольятти были собраны первые шесть автомобилей «Жигули». Вообще-то по плану строительства автозавода пуск конвейера должен был состояться в мае, тогда же должна была пройти и пробная сборка машин. Но Волжскому автозаводу необходимо было сделать подарок к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина.

Поэтому 19 апреля 1970 года вошло в историю отечественного автомобилестроения как день начала выпуска самых быстрых и совершенных российских автомобилей.

К сборке первых «Жигулей» готовились заранее. Еще в начале марта генеральный директор ВАЗа В.Н.Поляков провел специальное совещание и поставил задачу изготовить к 22 апреля опытные образцы малолитражек. Конвейер тогда еще только строился. Но собирать машины к юбилею вождя на голом полу было негоже. Поэтому перед механиками была поставлена задача: пустить конвейер не в мае, а к середине апреля. Монтажникам пришлось работать в три смены, но с задачей они справились.

Вечером в пятницу 17 апреля, когда из сборочного цеха ушли строители, на конвейер были подвешены шесть кузовов синего и вишневого цвета. Сборка машин шла всю ночь и была продолжена на следующий вечер, так как днем в цехе хозяйничали строители. Все делалось вручную. Комплектующие изделия подтаскивали на своих плечах. Бензин заливали из лейки, антифриз — из ведра. При пробном пуске движки первых двух автомобилей «закипели». Оказалось, что сборщики впопыхах забыли вытащить из радиаторов транспортировочные заглушки. Эту оплошность тут же исправили, и к воскресному утру 19 апреля все шесть машин были на ходу. В честь этого события сборщики вместе с итальянскими шефами пустили по кругу большую чашу с популярным тогда красным вином «Гамза».

Утром 20 апреля посмотреть на новые машины приехало областное начальство. Только после этого пробная сборка была рассекречена, и по заводу разнеслась радостная весть: изготовлены первые автомобили!

На первомайской демонстрации трудящихся Тольятти эти машины шли впереди колонны работников Волжского автозавода. Потом эти малолитражки были отправлены на испытания и работали до полного износа. Сборочный конвейер был снова пущен лишь во второй половине мая, и до конца месяца на нем было собрано еще 75 «Жигулей».

konv-ВАЗ-2101-2

———-

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

19 апреля 1686 года родился Василий Никитич Татищев. Василий Никитич Татищев, российский государственный и военный деятель, этнолог, географ, историк, создатель первого многотомного обобщающего труда по русской истории — «Истории Российской».

Василий Никитич Татищев
Василий Никитич Татищев

Главным историческим трудом Татищева стала «История Российская», над которой он работал около 30-ти лет. Он довёл повествование до 1577 г. и надеялся продолжить его до воцарения Михаила Фёдоровича Романова, однако завершить «Историю» не успел.
Татищев-В-Н-книга
Имя Татищева увековечено в названиях нескольких населённых пунктов в Оренбургской, Самарской, Саратовской областях.

Памятники: В Екатеринбурге установлен памятник В. Татищеву.
В Тольятти установлен памятник Татищеву.
К 280-летию Перми в 2003 году в историческом месте (Разгуляйский сквер — теперь сквер им. Татищева) установлен памятник В. Н. Татищеву — основателю города.
В вестибюле Волжского Университета имени Татищева (Тольятти) установлена скульптура В. Н. Татищева.

——-

19 апреля 1918 г. Советской властью конфисковано «у крупных капиталистов» 62 дома. Газета «Волжское слово»» сообщает подробности: у Сурошникова конфисковано 16 домов, у торгового дома Челышева – восемь, у братьев Шихобаловых – десять, у товарищества Соколовых – 12, у Соколовых – семь, у Л.С.Аржанова – два, у А.С.Борщова – четыре.

19 апреля 1919 г. Колчаковский комендант Бугуруслана приказал в дни пасхи вывесить на домах трехцветные царские флаги. Квартальным старостам к тому же приказано снять таблички с названиями улиц, присвоенными при Советской власти, и восстановить прежние. При этом фон на новых табличках «не должен быть красным».

19 апреля 1948 г. По решению правительства ликвидированы Верхневолжское, Средневолжское и Нижневолжское речные пароходства. На их базе создаются два: грузопассажирское с центром в Горьком и грузовое с центром в Куйбышеве. Волжскому грузовому пароходству передается весь транзитный буксирный флот и несамоходные баржи, а также флот местных портов и агентств. На него возложены перевозки таких грузов, как лес, соль, уголь, хлеб, цемент, хлопок, проводка плотов. Их объем составляет примерно 25% от грузовых перевозок всего речного флота СССР. Начальником Волжского грузового пароходства назначен Александр Васильевич Николин, возглавлявший ранее Московско-Окское пароходство.
Волготанкер_офис2

19 апреля 1970 г. С главного конвейера ВАЗа сошел первый автомобиль.

19 апреля 1990 г. Создано областное отделение Союза краеведов. Событие это совершилось на учредительной конференции, которая определила и задача новой общественной организации. Среди таковых: своеобразная «инвентаризация» форм и методов краеведческой работы; объединение усилий всех краеведов «для воссоздания правдивой истории нашего края». Особое место уделено пропаганде историко-культурного наследия; истории края, жизни и деятельности земляков.

————

О чем писали самарские газеты:

19 апреля 1898 г. В Самаре скончался К.К.Позерн, известный общественный деятель, адвокат.

Позерн Карл Карлович 1886 г.
1886 г.

————
Волжское слово-1915-1
19 апреля 1913 г. Шторм
«Разразившийся в ночь на 18 апреля шторм по своей силе является редкостным, последствия его в точности еще не установлены.
…На пристани Ушкова: разбита баржа А.М. Пермякова с грузом извести в 5000 пудов, известь сгорела. Баржу Краснова с известью (10 000 пудов) сорвало с якорей и понесло вниз по течению. Против Жигулевского пивзавода баржа разбилась, известь сгорела, владельцу баржи Краснову едва удалось спастись.
На пристани Ванюшина штормом разбиты: рыбница (13 000 пудов извести), шаланда, груженая бутовым камнем. Пароходом «Берта» Ковалева было забуксировано 7 порожних косовых. Пароход стянуло в сторону, и ему едва удалось спастись, пять косовых разбило о берег, две спаслись на якорях.
Против Воскресенского спуска затонула баржа с картофелем, у Барбашиной Поляны – баркас. Всего повреждено и затоплено на пространстве от Аннаевской дачи до устья реки Самарки свыше 20 судов.
У с. Владимировка Самарского уезда погиб казенный пароход, у товарищества «Купеческое пароходство» затонули пристани в г. Сенгилей и селах Ширяево, Новодевичье и Екатериновка. У общества «Самолет» в Екатериновке разломило надвое корпус пароходного дебаркадера, затопило дебаркадеры в Симбирске и Новодевичьем. У общества «Кавказ и Меркурий» затонули дебаркадеры в селе Новодевичье и Екатериновка, пристани у общества «По Волге», «Русь», «Восточное общество», легкое пароходство».
«Волжское Слово», №84.

Жигулевские ворота 1912 г.
Жигулевские ворота 1912 г.

————

Дополнительно о событиях этого дня из других источников:

———-

Архивы Самарской области
19 апреля в истории губернии и области:

1940 год. Организована областная школа мастеров-парикмахеров и утверждён её устав.

1942 год. В соответствии с постановлением ГКО СССР от 13 апреля 1942 года №1595сс «О мобилизации женщин в Красную Армию» бюро Куйбышевского обкома ВКП(б) постановило создать областную комиссию для проведения мобилизации и утвердило разнарядку по городам и районам области: г.Куйбышев – 350 чел., г.Сызрань – 100 чел., г.Чапаевск – 35 чел., г.Ульяновск – 130 чел., Молотовский район – 25 чел., Сызранский район – 25 чел., Ульяновский район – 20 чел., Чапаевский район – 15 чел.

1970 год. С главного конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть автомобилей «Жигули».

Автомобиль «Жигули» Волжского автомобильного завода.

2003 г. На базе Сызранской авиашколы РОСТО был открыт городской спортивный парашютный клуб «Десантник», который возглавил Валентин Озолин.

По документам центрального архива области, архива социально-политической истории, архива мэрии Тольятти, материалам областной прессы.

———