Исторический календарь Самары: 24 августа. Фамилию аптекаря Греве знают по названию пещеры (1879), грузовые поезда ходили от вокзала до нынешней набережной (1900), новая власть требовала от прессы лояльности (1918)

24 августа 1879 Провизор Леопольд Греве назначен фармацевтом врачебного отделения Самарского губернского правления.
24 августа 1900 Биржевый комитет Самары направил в городскую думу докладную записку о необходимости строительства жд ветки от станции Самара по берегу Самарки до лесного склада Удельного ведомства.
24 августа 1918 Самарский губернский уполномоченный Комуча В.Л.Преображенский вызвал представителей издающихся в Самаре газет.

Пещера Греве
Пещера Греве

Дети Леопольда Греве
Дети Леопольда Греве

Железнодорожная ветка на моле Новой бухты
Железнодорожная ветка на моле Новой бухты

Крестьянские восстания в России 1918 г.
Крестьянские восстания в России 1918 г.

—————

Городская железная дорога

24 августа 1900 года биржевый комитет Самары направил в городскую думу докладную записку о необходимости строительства железнодорожной ветки от станции Самара по берегу Самарки и Волги до лесного склада Удельного ведомства, располагавшегося выше Жигулевского пивзавода.
sa9
Основывая свое предложение, Биржевый комитет сообщал, что через город проходит до 77 миллионов пудов разных грузов. Их приходится доставлять со станции на баржи гужевым транспортом с платой по 5 рублей с вагона, а в распутицу цена доходит до 23 рублей. Так что железнодорожная ветка просто необходима.

Грузоотправители даже разработали два проекта такой ветки: незатопляемой стоимостью 970 тысяч рублей и затопляемой, сооружение которой обойдется в 300 тысяч рублей. Если город возьмется за сооружение железнодорожных путей по второму варианту, грузоотправители обещают платить по 3 рубля с вагона. Таким образом, годовой доход от дороги составит примерно 30 тысяч рублей.

Город вел в это время строительство скотобойни, электростанции и не мог позволить себе столь большие расходы. Предложение биржевиков было реализовано только по прошествии десяти лет. Новая ветка железной дороги по берегу Волги была названа Аннаевской, по фамилии ее мецената, известного самарского купца Егора Никитича Аннаева. В конце двадцатых годов она пришла в негодность и в середине тридцатых была построена практически заново. В годы Великой Отечественной по ней доставлялось топливо для Самарской электростанции и Жигулевского пивзавода. Ликвидирована при строительстве первой очереди волжской набережной.

Дополнительно по теме: Топонимикон побережья реки Самары

————

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

24 августа 1879 г. Приказом по Министерству внутренних дел провизор Леопольд Греве назначен фармацевтом врачебного отделения Самарского губернского правления. Фамилия Греве вошла в топонимику Самарского края. Его сыновья открыли в 1904 году пещеру в Сокольих горах, которая была названа пещерой братьев Греве.

Подробнее в публикации «Дома владельца клиники и аптекаря Греве, докторов Эрн и Гринберга»

24 августа 1900 г. Биржевый комитет Самары направил в городскую думу докладную записку о необходимости строительства железнодорожной ветки от станции Самара по берегу Самарки и Волги до лесного склада Удельного ведомства, располагавшегося выше Жигулевского пивзавода. Основывая свое предложение, Биржевый комитет сообщал, что через город проходит до 77 миллионов пудов разных грузов. Их приходится доставлять со станции на баржи гужевым транспортом с платой по 5 рублей с вагона, а в распутицу цена доходит до 23 рублей.
Грузоотправители даже разработали два проекта такой ветки: незатопляемой стоимостью 970 тысяч рублей и затопляемой, сооружение которой обойдется в 300 тысяч рублей. Если город возьмется за сооружение железнодорожных путей по второму варианту, грузоотправители обещают платить по 3 рубля с вагона. Таким образом, годовой доход от дороги составит примерно 30 тысяч рублей.
Город вел в это время строительство скотобойни, электростанции и не мог позволить себе столь большие расходы. Предложение биржевиков было реализовано только по прошествии десяти лет. Новая ветка железной дороги по берегу Волги была названа Аннаевской, по фамилии известного самарского купца Егора Никитича Аннаева. В конце двадцатых годов она пришла в негодность и в середине тридцатых была построена практически заново. В годы Великой Отечественной по ней доставлялось топливо для Самарской электростанции и Жигулевского пивзавода. Ликвидирована при строительстве первой очереди волжской набережной.

24 августа 1918 г. Самарский губернский уполномоченный Комуча В.Л.Преображенский вызвал представителей издающихся в Самаре газет. Глава Комуча преложил им воздержаться от критики деятельности Комуча, угрожая репрессиями вплоть до ареста «тех органов печати, которые займут чересчур резкую позицию по отношению к Комучу».

24 августа 1922 г. Над 20-м полком ГПУ установлено шефство самарского горпотребсоюза.

24 августа 1933 г. В Самаре открылся (работал до 27 августа) первый краевой учительский съезд. На повестке дня съезда – задачи школ в новом учебном году. В его работе приняли участие 1200 человек.

24 августа 1946 г. В городе Куйбышеве создан НИИ «Гипровостокнефть» — Государственный исследовательский и проектный институт нефтедобывающей промышленности восточных районов страны.

24 августа 1989 г. В г. Куйбышеве открылась выставка товаров народного потребления из Китая. В течение трех дней представители 42 предприятий и организаций области провели переговоры о сотрудничестве и заключении контрактов с китайскими партнерами.

О чем писали самарские газеты

24 августа 1891 г. Закупка хлеба губернским земством
Самарская губернская земская управа ввиду чересчур высоких местных цен на хлеб и с целью возможного понижения их запросила киевских хлеботорговцев, на каких условиях они могли бы доставить большую партию ржи. Условия оказались настолько выгодными, что губернская управа немедленно командировала в Киев своего члена: предполагается приобрести до 300 тысяч пудов ржи. Эта рожь предназначается к раздаче населению губернии на обсеменение полей. («Самарская газета»)

24 августа 1900 г. «Самарская женская прогимназия вполне уже организовалась, принимает учениц и вскоре откроет свои занятия». «Насколько открытие ее было необходимо, показали ярко приемные испытания. Желающих поступить в прогимназию на первый же год оказалось больше, чем мест в ней. Доказывают это следующие цифры: в 1 класс принята 51 ученица; во 2 класс – 44; в 3 класс – 40; в 4 класс – 36 учениц. Итого – 171 ученица!». («Самарская газета»).

———

О событиях этого дня из других источников:

———

Архивы Самарской области
24 августа в истории губернии и области:

1946 год. В г.Куйбышеве создан Государственный институт по проектированию и исследовательским работам в нефтедобывающей промышленности восточных районов страны “Гипровостокнефть”.

Здание института «Гипровостокнефть» на куйбышевской открытке 1963 г.

1989 год. В г.Сызрани заложен первый камень будущего завода медицинского оборудования. На митинге выступали министр здравоохранения СССР Е.И.Чазов, председатель Всесоюзного объединения «Союзвнешстройимпорт» Г.Т.Григорян, председатель облисполкома В.И.Мосыченко.

По документам центрального архива области и материалам областной прессы.

———