Исторический календарь Самары: 15 мая. Первый волжский пароход (1846), первый взлет ракеты Р-7 (1957), крушение автомобильного моста через реку Самару (1971), первый пуск ракеты «Энергия» (1987)

15 мая 1846 г. Из Самары вышел в рейс первый волжский пароход. Назывался он «Волга» и был построен по заказу пароходного общества «По Волге» в Голландии. * 15 мая 1957г. Состоялся первый взлет самого знаменитого творения С.П.Королева ‐ «ракетного пакета», который вошел в историю под шифром Р-7. Этот пуск «семерки» открыл дорогу космическим кораблям, которые прославили страну. * 15 мая 1971 года произошло крушение автомобильного моста через реку Самару в Куйбышеве в результате столкновения с ним сухогруза «Волго-Дон-12». * 15 мая 1987 г. с космодрома Байконур был осуществлен первый успешный пуск ракеты «Энергия», изготовленной на куйбышевском заводе «Прогресс», с габаритно-весовым объектом «Полюс».

5a0c52814ef5119622e9bb2aca65f21d
Пуск Р-7 (кинохроника) 1958 г.

Авария 1971 г.
Авария 1971 г.

18 Комплекс ''Энергия-Буран''

Старт комплекса Энергия-Буран
Старт комплекса Энергия-Буран

———

Как А.Ф.Вакано стал врагом

Мем-доска-на-Жиг-пивзаводе-Fon_Vakano

15 мая 1915 года владелец Жигулевского пивоваренного завода А.Ф. Вакано подал в городскую управу Самары заявление с отказом от звания гласного думы и от участия в работе думских комиссий. Сложил он с себя и обязанности члена попечительского совета коммерческого училища. К такому шагу Альфреда Филипповича подтолкнула атмосфера недоверия, враждебности, которую он, немец по национальности, стал ощущать вокруг себя с первых месяцев войны с Германией.

Начало боевых действий застало его в Берлине, откуда он поспешил возвратиться в Россию, в Самару, где он жил более тридцати лет. Здесь было его детище – пивзавод, здесь родились четверо из его шестерых детей. Один из них, Эрих, в должности командира роты Новоузенского полка находился в действующей армии.

Альфред Филиппович считал себя гражданином России. И почел своим долгом передать в ведение города новую больницу для лечения больных и раненых воинов с обязательством содержать ее за свой счет до конца войны. А его коллеги по думе начинают дискуссировать: принимать дар или нет и, если принять, следует ли выразить гласному благодарность думы.

Самарские врачи призывают «…разрушить пивной и винный заговор против России». Столичная газета публикует заметку, в которой говорится: главный наш враг – пьянство — побежден. Осталось уничтожить германцев и австрийцев на поле брани, а еще раньше принять меры к совершенному истреблению засилия их внутри страны. А засилие это, пока еще, особенно в провинции чувствуется. И в качестве примера газета приводит Самару, где живет содержатель пивного завода австриец фон Вакано, сын которого германский консул.

Обладая широкими связями в столичных кругах, Альфред Филиппович знал, что за ним и членами его семьи жандармы ведут негласное наблюдение, подозревая в политической неблагонадежности и даже шпионаже в пользу противников России. А он в это время открывает бесплатную столовую для детей, эвакуированных из западных районов страны. Но долготерпению приходит конец. Следует отказ от звания гласного. В думе, надо полагать, его заявление встретили с облегчением. В тот же день вместо выбывшего гласного А.Ф. Вакано был приведен к присяге новый гласный – князь В.А. Кугушев.

Альфред Филиппович не отказался только от участия в губернской архивной комиссии, инициатором создания которой он был. Она ставила перед собой задачу хранить частные и общественные архивы, памятники истории, археологии и этнографии. Но и в ней ему не пришлось поработать. Осенью того же года вместе с сыном Владимиром он был выслан под гласный надзор полиции в Бузулук. Начался последний, завершающий этап его жизни в России, которая так и не смогла признать немца по происхождению своим гражданином.

Особняк-Альфреда-фон-Вакано
————-

Крушение моста через Самару

Авария-мост-Самарка-1971-на-2-й-день
Авария-мост-Самарка-1971-на-2-й-день2

15 мая 1971 года произошло крушение автомобильного моста через реку Самару в Куйбышеве в результате столкновения с ним сухогруза «Волго-Дон-12».

В начале 50-х годов одновременно со строительством у поселка 116-й километр новейшего по тем временам Крекинг-завода (впоследствии – Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод) началось и возведение постоянного автогужевого моста через реку Самару. Почти все тяжелые строительно-монтажные работы на этом объекте велись силами заключенных, и лишь на завершающем этапе, уже после смерти Сталина, в дело вступили бригады вольнонаемных строителей. Торжественное открытие очень важного для нашего города объекта состоялось 15 сентября 1954 года.

Движение транспорта через реку Самару по этому мосту бесперебойно продолжалось более 20 лет, пока не оказалось прервано беспрецедентной трагедией. Случилось небывалое ЧП: в мостовой пролет врезалось грузовое судно. Уникальность данного происшествия состоит в том, что пострадавшим здесь оказалось вовсе не водное транспортное средство, а мост, один из пролетов которого рухнул на злополучный теплоход. Специалисты уверяют, что ничего подобного в мире никогда не было ни до, ни после этого случая.

Хроника этого события выглядит так. В субботу, 15 мая 1971 года, в 19 часов 30 минут по местному времени, из новой бухты Куйбышевского речного порта вышел горьковский теплоход «Волго-Дон-12», который намеревался идти порожняком в Тольятти за новым грузом. А перед этим капитан этого сухогруза Борис Миронов запросил помощь 600-сильного буксировщика «Алексей Жихарев» под командованием капитана Петра Сазонтова, который должен был облегчить маневрирование при выходе из бухты.

Уже вскоре сцепка из буксировщика и сухогруза подошла к мосту через Самару. Сазонтов впоследствии рассказывал, что его толкач уже вошел под мост, но в этот момент корму сухогруза быстрым течением понесло прямо к левой опоре моста. Сазонтов тут же крикнул Миронову по рации: «Не проходишь! Давай полный назад!» Однако уже было поздно. Поняв, что столкновения не избежать, Миронов кинулся из стеклянной коробки наружу, но тут рубка все-таки зацепила перекрытие моста.

В результате огромная железобетонная конструкция сдвинулась на несколько метров вбок, потеряла точку опоры, а затем с десятиметровой высоты рухнула на злополучный сухогруз. В лепешку была раздавлена не только рулевая рубка, но также несколько кают на правом борту. В одной из них в тот момент находилась жена судового электрика, которая погибла почти мгновенно. Что касается Миронова, то он в тот момент как раз выскакивал в дверь через левую часть рубки. В результате ему придавило обе ноги и грудь, но он остался жив. Больше двух часов свидетели аварии слышали его стоны и крики, пока на место трагедии не прибыла бригада газосварщиков, чтобы вырезать человека из стальной ловушки.

Однако список пострадавших в результате аварии мог быть гораздо больше. В момент столкновения «Волго-Дона-12» по мосту шел троллейбус 6-го маршрута, битком набитый пассажирами. Когда дорожное покрытие вместе с железобетонной мостовой плитой стало проваливаться вниз, троллейбус как раз подъезжал к середине пролета. Лишь благодаря быстрой реакции водителя Александра Раппопорта «рогатая» машина остановилась всего в пяти метрах от края обрыва. От резкого торможения многие пассажиры попадали с ног и стали возмущаться. Но когда открылась дверь, люди выбрались из салона и увидели картину происшествия, некоторые упали в обморок. Потом они стали благодарить водителя, за то, что спас их от смерти.

Главной причиной падения центрального пролета оказался просчет проектировщиков моста, которые, как выяснило следствие, при его строительстве не предусмотрели… креплений мостовой плиты, предотвращающих ее сдвиг в боковом направлении. Именно поэтому в момент трагедии хватило сравнительно небольшого толчка, чтобы тысячетонная махина сорвалась со своего места и рухнула вниз, на теплоход.

На целый год Заволжье оказалось фактически отрезанным от областного центра. Что же касается травм капитана Бориса Миронова, то они оказались столь тяжелыми, что он в течение полугода был прикован к больничной койке. Здесь его регулярно допрашивал следователь прокуратуры, и в итоге в этой истории оказался только один конкретный виновный – сам Борис Миронов. Но поскольку в результате аварии он оказался пострадавшим, получив вторую группу инвалидности (ему ампутировали ступню на правой ноге), то уголовное дело в отношении капитана было прекращено.

А чтобы подобная трагедия никогда больше не повторилась, в местные правила судоходства в этом районе Волжского бассейна вскоре была внесена поправка. Согласно ей, при уровне воды в Волге 29,3 метра или выше (такое бывает в период с конца апреля до первой половины июня) всем высокогабаритным судам запрещено движение в створе старого автомобильного моста через реку Самару.

Tainy35_WEB-27
Дополнительная информация здесь:

и здесь:
———-

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

15 мая 1735 г. Самарским служилым казакам за службу пожалованы земли.

15 мая 1846 г. Из Самары вышел в рейс первый волжский пароход. Назывался он «Волга» и был построен по заказу пароходного общества «По Волге» в Голландии. В Самаре он взял на буксир две баржи с грузом пшеницы в 140 тысяч пудов. Был большой паводок, скорость течения реки сильно возросла. Однако пароход доставил в Рыбинск свой груз всего за три недели. Шел он только днем, так что собственно ходовое время составило лишь 13 суток. Немаловажно и то обстоятельство, что пароход сумел противостоять шторму, во время которого погибло много парусных судов. Два новых рейса «Волги» с грузом в 245 тысяч пудов принесли обществу 13 тысяч рублей чистой прибыли. Такое обнадеживающее начало побудило заказать в Голландии новые буксиры – «Геркулес» и «Самсон». В 1848 году оба судна вступили в работу и грузились на хлебных пристанях Самары.

15 мая 1877 г. В Самару из Оренбурга прибыл 159-й пехотный Гурийский полк. Он направлялся на Русско-турецкую войну.

15 мая 1881 г. На заседании городской думы Петр Алабин предложил возбудить ходатайство по делу направления Сибирской железной дороги от Самары на Уфу и Екатеринбург. «Прося содействия к разрешению сего дела в высших правительственных учреждениях».

15 мая 1883 г. В Самаре начались торжества по случаю коронации Александра III. Приготовления к празднику начались еще в апреле. Домовладельцы красили дома, вывешивали флаги. По распоряжению городской управы на Воскресенской площади и близ Константиновской богадельни возведены «устройства для разных увеселений». На Алексеевской площади устроена большая эстрада. При входе на площадь со всех сторон выходящих на нее улиц поднялись триумфальные арки. Как и эстрада, они украшены зеленью, флагами, цветами.
Ровно в 3 часа пополудни из Москвы поступило сообщение о коронации Александра III. Богослужение в Самаре провели под открытым небом, так как собор не мог вместить всех желающих. От собора крестный ход прошел к Алексеевской площади, где тоже отслужили молебен.

Вечером 16 мая в соборе вновь прошло торжественное богослужение. Хор из 120 лучших голосов Самары пел литургию: «Такого церковного пения самарские жители еще никогда не слыхали и, вероятно, не услышат долго».
По окончании молебна на Алексеевской площади состоялся парад войск, заиграл военный оркестр, на эстраде несколько хоров сменяли друг друга. С наступлением темноты город был залит светом: иллюминация, бенгальские огни, горящие свечи в стаканчиках. «Везде непритворное веселье и ни одного пьяного» – таково впечатление от увиденного корреспондента «Самарской газеты».

15 мая 1887 г. Открыто Самарское отделение Государственного дворянского земельного банка для обслуживания Самарской, Уфимской и Оренбургской губерний.

15 мая 1900 г. В помещении губернской управы состоялись заседания XIII съезда врачей и представителей земств Самарской губернии.Программа включала 17 вопросов (более 30 докладов). Обсуждали «О неурожаях с санитарной точки зрения: о цинге»; «О малярии в Самарской губернии»; «О главных болезнях»; «Об организации акушерской помощи в уездах Самарской губернии»; «О врачебно-продовольственных пунктах, санитарном надзоре и помощи пришлым сельскохозяйственным рабочим». «О распространении гигиенических знаний в народе».

15 мая 1904 г. Открыта колония имени Петра Великого для содействия малоимущим в получении бесплатного лечения на Сергиевских Минводах.Для заведования колонией создана комиссия в составе В.А. Курлиной, Т.Е. Гаврилова, П.А. Сарычева и М.М. Грань.

15 мая 1913 г. На углу Садовой и Алексеевской (Красноармейской) улиц открыта бесплатная кумысолечебница на 30 человек «для бедных жителей города и пригородов» .

15 мая 1915 г. В Самаре учреждено городское Общество трезвости.Соучредителями стали городской голова С.Е. Пермяков, члены городской управы В.П. Ушаков, Н.Т. Якушев, М.А. Жариков, А.И. Синягин. Устав Общества утвержден Министерством внутренних дел 31 января 1916 года.

15 мая 1915 г. Альфред фон Вакано вместе с сыном Владимиром обвинен в шпионаже в пользу Германии и Австрии.

15 мая 1920 г. В Самаре состоялся первый губернский съезд национальных меньшинств.Присутствовало 275 делегатов.

15 мая 1933 г. Открылся краевой съезд колхозников-ударников. Заслушан доклад первого секретаря крайкома партии В.П.Шубрикова об итогах весеннего сева и задачах борьбы за высокий урожай. Владимир Петрович Шубриков (1893-1938), репрессирован в 1937. В январе 1990-го на имя журналиста Петра Архиповича Моторина, разрабатывавшего на страницах «Волжской коммуны» тему о репрессиях в партии, получено письмо от сына В.П.Шубрикова, Константина Владимировича. Ему было 15 лет, когда отца расстреляли.

15 мая 1940 г. В восьми районах области начался кинофестиваль. Облконтора «Главкинопрокат» предоставила для него новые кинофильмы: «Поднятая целина», «Подкидыш», «Четвертый перископ», «Аринка», «Истребители», «Член правительства» и др.

15 мая 1957г. Состоялся первый взлет самого знаменитого творения С.П.Королева – «ракетного пакета», который вошел в историю под шифром Р-7. Этот пуск «семерки» открыл дорогу и бескрылым носителям водородной бомбы, и мощным разгонным системам искусственных спутников Земли, а затем и пилотируемым космическим кораблям «Восток», «Восход», «Союз», которые прославили страну.

Сама «семерка» к тому времени уже была испытана в статических условиях подмосковного НИИ-229. Целью пуска 15 мая 1957 года было опробирование поведения ракеты в полете и освоение только что отстроенного байконурского «стадиона». Так первопроходцы Главспецстроя СССР окрестили грандиозный объект, который они возводили около двух лет недалеко от небольшой железнодорожной станции Тюра-Там, малоприметной в бескрайних песках Зааралья. Позднее трудоемкое творение спецстроевцев нарекли – «гагаринский старт».

Создавался он исключительно из военных соображений. Однако объект-первенец Байконура, да и Р-7 были слишком заметны сверху, плохо маскировались. Поэтому-то и зародилась мысль о подземных шахтах для свечеподобных ракет стратегического назначения. А «стадион» конверсировали, он стал посылать «семерки» с космическими аппаратами для исследований околоземного пространства. Работы эти уже велись посредством носителей, поставляемых самарскими серийными заводами. Почему ими?

Безымянский авиазавод №1 до того еще не именовался «Прогрессом». В войну он выпускал штурмовики Ил-2, Ил-10, но уже в мае (!) 1946 года испытал реактивный самолет своей постройки. Стал серийно выдавать первые отечественные истребители-перехватчики МиГ-9… Нелегко давалось это директору предприятия Виктору Литвинову. Причин тому было несколько.

Соседний завод им. Фрунзе продолжал заниматься архаичными поршневыми моторами водяного охлаждения и пока не мог производить турбореактивные установки. Литвинову приходилось получать такие движки из Уфы. Тамошние моторостроители, возглавляемые Героем Соцтруда Петром Лаврентьевым, еще весной победного 45-го приступили к освоению турбореактивного двигателя (ТРД).

Сложившееся на Безымянке положение с реактивными двигателями требовалось выправлять. И вот Москва направляет Лаврентьева на завод им. Фрунзе в качестве главного инженера. Уже в 1950 году Лаврентьев вместе с командой нового директора фрунзенцев Михаила Леонтьевича Кононенко и парторга М.Т.Трусенко в самом начале пятидесятых наладили поставку турбореактивных ВК-1 литвиновской фирме. 1-й авиазавод сразу приступил к выпуску «околозвуковых» самолетов-красавцев МиГ-15. Так самарцы продемонстрировали свое умение решать самые сложные задачи.

Хрущев в конце августа 57-го направил на заводы Литвинова и Лаврентьева квалифицированных экспертов под командой заведующего авиационным отделом Госплана СССР бывшего фрунзенца И.Т.Борисова. В работе этой комиссии активное участие принимал Сергей Павлович Королев. Эти то дальновидные руководители и решили: Самаре быть ракетно-космическим центром страны.

15 мая 1987 г. Состоялся первый пуск ракеты-носителя «Энергия», изготовленной на куйбышевском заводе «Прогресс».

Первый старт ракеты носителя Энергия
15.05.1987 — Стартует сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия» с полноразмерным макетом орбитального лазера «Скиф-ДМ».

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЭНЕРГИЯ»
Первый пуск ракеты-носителя был проведен с УКСС 15 мая 1987 года в 21 ч 30 мин по московскому времени. Вместо орбитального корабля «Буран» в качестве полезной нагрузки был использован макет космического аппарата «Скиф-ДМ». Пуск прошел успешно. Изменение всех параметров движения ракеты по времени полностью соответствовало данным предварительного моделирования.
Первый успешный пуск ракеты «Энергия» подтвердил, что создана универсальная РН «Энергия» сверхтяжелого класса, не имеющая по своим возможностям аналогов в мировом ракетостроении.


По проекту ступень предусматривалось изготавливать на Куйбышевском заводе «Прогресс» с последующей транспортировкой на самолете Ан-225 — «Мрия». В связи с неготовностью авиационных средств транспортировки окончательно собранного блока Ц переправка ступени с завода производилась раздельно, по частям, самолетом 3МТ. Была предусмотрена транспортировка отдельно бака окислителя, бака горючего и грузовой композиции межбакового и хвостового отсеков.

Бак окислителя перед испытаниями

Главным разработчиком ракеты являлось подмосковное НПО «Энергия» («Предприятие п/я В-2572»[6]), производство осуществлялось на куйбышевском заводе «Прогресс».

Было выполнено лишь два пуска этого уникального комплекса:
15 мая 1987 с экспериментальной нагрузкой: спутник «Полюс» (массогабаритный макет «Скиф-ДМ», прототип орбитальной лазерной платформы), не выведен на орбиту из-за сбоя системы ориентации самого КА;
15 ноября 1988 в составе комплекса МТКК «Буран».

Старт комплекса «Энергия-Буран» 15 ноября 1988 года с космодрома «Байконур»

———

15 мая 1961 года с рейса Куйбышев – Минеральные воды началась первая весенне-летняя навигация в истории аэропорта Курумоч.

Самарский аэропорт отмечает 55 лет с начала полетов
kur500-310x205
В воскресенье 15 мая 2016 г. все пассажиры смогут принять участие в празднике, центральным элементом которого станет мультимедийная фотовыставка на медиа-фасаде: пассажиры увидят аэропорт таким, каким он был полвека назад, узнают ключевые даты в истории воздушной гавани Куйбышева\Самары. Все желающие смогут принять участие в Первом турнире по теннису среди пассажиров.

————

О событиях этого дня из других источников:

———-

Архивы Самарской области
15 мая в истории губернии и области.

1869 год. Городской голова Самары М.И.Назаров сообщал губернатору, что в городе бывает 3 ярмарки: Сборная, Казанская и Воздвиженская, каждая по 14 дней, а также проводятся базарные дни на Троицкой, Воскресенской и Покровской площадях.

1877 год. В г.Самару из Оренбурга прибыл 159-й пехотный Гурийский полк, который направлялся на русско-турецкую войну.

1887 год. Открыто Самарское отделение Государственного дворянского земельного банка для обслуживания Самарской, Уфимской и Оренбургской губерний.

1904 год. Открыта колония имени Петра Великого для содействия в получении бесплатного лечения малоимущими на Сергиевских минеральных водах. Для заведования колонией была создана комиссия в составе В.А.Курлиной, Т.Е.Гаврилова, П.А.Сарычева и М.М.Грань.

1920 год. В г.Самаре начал работу первый губернский съезд национальных меньшинств, присутствовало 275 делегатов.

1924 год. Создано общество друзей ребенка, в задачи которого входило обследование семей и оказание помощи беспризорным детям.

1937 год. Образован областной дом народного творчества для руководства и помощи самодеятельности, подготовки кадров руководителей кружков самодеятельности и показа лучших образцов народного творчества.

1953 год. В г.Куйбышеве начал функционировать телефонный автоответчик гидрометеослужбы. Позвонив по телефону 04, можно было услышать прогноз погоды, узнать температуру и уровень воды в реках Волге и Самаре на три дня вперед.

1959 год. Новокуйбышевской городской библиотеке по итогам Всероссийского смотра работы культпросветучреждений присвоено звание «Лучшая библиотека области».

1963 год. Открыта новая воздушная линия Куйбышев – Владивосток.

1999 год. В г.Самаре начал работу I съезд общественного движения «Российский экологический союз», в котором участвуют представители почти из 70 регионов. В работе съезда участвовал губернатор К.А.Титов и руководитель Госкомитета по защите окружающей среды В.И.Данилов-Данильян. На съезде развернута выставка новых природоохранных технологий на промышленных предприятиях.

1999 год. В Новокуйбышевском лицее № 14 открыты экономический и юридический факультеты Московского университета экономики, статистики и информатики. Этот вуз входит в корпорацию «ХХI век». Около 70 человек выразили желание учиться в Московском вузе, не покидая пределов своего города. Плата за обучение весьма умеренная: 10-12 тыс. рублей за весь срок обучения.

По документам центрального архива области.

———