Исторический календарь Самары: 5 августа. Открыл книжную лавку П.И.Головкин (1875), начало строительства трассы М-5 (1942), митинги протеста против завода в Чапаевске (1989)

5 августа 1875 Самарский купец Головкин открыл книжную лавку.
5 августа 1942 В Сызрани было размещено Управление автодороги «Москва – Куйбышев» Гушосдора НКВД СССР.
5 августа 1989 Жители протестуют против строительства завода по уничтожению химического оружия. Палаточный лагерь протестующих вблизи Чапаевска около строящегося завода.

Семейкинское шоссе 1940 г. - Теперь Московское шоссе
Семейкинское шоссе 1940 г. — Теперь Московское шоссе

Чапаевск - пикет против строительства завода по уничтожению химического вооружения
Чапаевск — пикет против строительства завода по уничтожению химического вооружения

———

Московская автодорога

5 августа 1942 года в Сызрани, на улице Свердлова, 35, было размещено вновь образованное Управление автодороги «Москва – Куйбышев» Гушосдора НКВД СССР. Первые 150-километровые участки будущей трассы «Москва-Куйбышев» в течение осени 1942 года заключенными были уложены в Мордовской АССР и Рязанской области…

Летом 1942 года в южных российских степях развернулось одно из самых грандиозных в истории войн сражение, впоследствии получившее название Сталинградской битвы. Немецко-фашистские войска, не считаясь с потерями, рвались к берегам Волги, чтобы любой ценой отрезать центральные области страны от нефтеносных районов Северного Кавказа. И в эти трудные дни СНК СССР принял решение от 5 августа 1942 года, согласно которому Москва в течение одного года должна быть соединена асфальтированной автотрассой с Куйбышевом, который в то время был второй столицей Советского Союза.

Эту грандиозную работу первоначально собирались возложить на Управление Особого Строительства НКВД СССР (Особстрой), который был создан в Куйбышеве в 1940 году. Однако вскоре стало очевидно, что выполнить ее силами одного лишь Особстроя будет просто невозможно. Поэтому решением коллегии НКВД СССР в дополнение к правительственному постановлению в структуре ГУЛАГа СССР было создано Главное управление шоссейных дорог (Гушосдор). Штаб-квартира новой организации расположилась в городе Сызрани, на улице Свердлова, 35.

Надо отметить, что еще до принятия упомянутого постановления СНК СССР Особстрой направлял большие силы на возведение дорог с твердым покрытием в пределах Куйбышева, в первую очередь на те, которые должны были связать Безымянку с центром города и районами строительства. Так, к началу 1942 года наряду с возведением Безымянского и Черновского шоссе (ныне улицы Победы и Гагарина) и Семейкинского шоссе (ныне это шоссе называется Московским) была завершена прокладка асфальтированной трассы Безымянка — Красная Глинка (ныне проспект Кирова и участки Московского и Волжского шоссе в городе Самаре).

За пределами областного центра в 40-е годы дорог с твердым покрытием практически не было. Поэтому понятно, какие перспективы для всего Сызранского района сулило постановление о начале строительства асфальтированной трассы «Москва-Куйбышев». Ведь в соответствии с этим планом где-то здесь предполагалось построить автомобильный мост через Волгу. Правда, в 1942 году проектировщики еще не определились с местом его размещения. Рассматривались два варианта: либо поставить его параллельно действующему Сызранскому железнодорожному мосту, либо начать такое строительство между селом Отважное (ныне город Жигулевск) и Ставрополем-на-Волге (ныне Тольятти). Окончательное же решение по этому вопросу предписывалось принять не позднее конца февраля 1943 года.

Первые 150-километровые участки будущей трассы «Москва-Куйбышев» в течение осени 1942 года заключенными были уложены в Мордовской АССР и Рязанской области (от Москвы до Рязани к тому времени уже существовала асфальтированная автодорога). А вот до прокладки шоссе и тем более до строительства автомобильного моста в районе Сызрани в 1942-1943 годах дело так и не дошло.

Как известно, в начале 1943 года войска Красной Армии окружили и полностью ликвидировали 220-тысячную группировку вермахта в районе Сталинграда, после чего началось изгнание фашистов с советской земли. Правда, за пределами Куйбышевской области строительство трассы еще продолжалось, однако после того, как в конце 1943 года с нашего города был снят статус запасной столицы СССР, работы на автомагистрали оказалась окончательно замороженными – до лучших послевоенных времен.

Возобновление работ на шоссе «Москва-Куйбышев» началось с возведением в районе Ставрополя-на-Волге крупнейшей гидроэлектростанции. Как известно, постановление о начале строительства Куйбышевской ГЭС вышло в свет 20 августа 1950 года. Однако еще раньше в соответствии с приказом МВД СССР от 12 октября 1949 года все в той же Сызрани заново было организовано Управление ИТЛ Гушосдора МВД СССР (первый начальник — инженер-майор А.А. Николаев, в дальнейшем – В.Ф. Бучин и В.А. Пономарев). Впоследствии штаб-квартира управления была переведена в Ставрополь. В течение 1950-1953 годов только в Куйбышевской области заключенные «автодорожных» лагерей построили сотни километров автомобильных магистралей.

Почти сразу же после смерти Сталина приказом МВД СССР от 29 апреля 1953 года Гушосдор был расформирован, а все его подразделения переданы Куйбышевгидрострою. Это были бригады вольнонаемных рабочих, добрую половину которых составляли бывшие зеки, вышедших на свободу после «бериевской» амнистии 1953 года. Что же касается дороги «Москва-Куйбышев», то ее строительство на всем протяжении было завершено лишь в 60-х годах. Ныне эта современная автотрасса, уже значительно модернизированная и расширенная, входит в состав одной из крупнейшей в Европейской части России автомагистрали федерального значения М-5.

———

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

5 августа 1875 г. Самарский 2-й гильдии купец П.И.Головкин открыл книжную лавку.

5 августа 1882 г. Самарский губернатор А.Д.Свербеев уведомил городскую управу, что правительство создает особый комитет, возглавит который директор департамента шоссейных и водных сообщений. Перед комитетом ставится задача: найти пути коренной реконструкции шлюзованной части Мариинской водной системы, по которой шли грузы с Волги в Петербург..

Для работы в комитете губернатор предлагал избрать «компетентное лицо», хорошо знакомое с транспортировкой грузов и торговлей. Гласные Самарской городской думы решили, что в наибольшей степени такими познаниями владеет купец Петр Семенович Субботин, и единогласно избрали его в комитет по коренной реконструкции Мариинской водной системы.

5 августа 1898 г. В связи с неурожаем и угрозой голода в Самару прибыл директор хозяйственного департамента Министерства внутренних дел гофмейстер Кабать. На совещании, которое он провел, был рассмотрен вопрос о выделении губернии денежной и продовольственной ссуд.

5 августа 1918 г. В Самаре открылся областной съезд партии эсеров. В резолюции о власти говорилось, что всероссийская власть должна быть составлена из представителей всех социальных групп и политических партий, стоящих на позиции охранения и укрепления завоеваний Февральской революции. Съезд одобрил общее направление законодательной деятельности Комуча.

5 августа 1918 г. Из докладной записки уполномоченного Комуча по Самарскому уезду Курскова. «… Деревня стала неузнаваема. В рабочую пору народ митингует. На собраниях, сходах ставятся в большинстве случаев вопросы: за Советы или за Учредительное собрание, давать или не давать призывников в народную армию».

5 августа 1919 г. Большевистской властью санкционировано создание центрального жилищного органа. Горисполкому поручено провести следующие мероприятия: выселение буржуазии на окраины, вселение в освободившиеся квартиры рабочих и снабжение их мебелью, имеющейся в национализированных домах; введение классового принципа оплаты квартир (чем ниже зарплата, те меньше плата и наоборот); введение твердых цен на квартиры в частных немуниципализированных домах.

5 августа 1926 г. В Самару из Саратова прибыли инженеры американской тракторной фирмы «Фордзон». Цель этого визита — ознакомление «с ходом тракторизации» в губернии.

5 августа 1944 г. В Куйбышеве начались гастроли Ленинградской академической капеллы – старейшего профессионального русского хора страны, основанного в 1713 году.

5 августа 1989 г. Жители Куйбышева, Чапаевска, Новокуйбышевска, Безенчукского района, Казани и Саратова протестуют против строительства завода по уничтожению химического оружия. Палаточный лагерь протестующих жителей Чапаевска, Куйбышева, Новокуйбышевска, Безенчукского района, городов Казани и Саратова развернут неформальными организациями этих городов и сельских районов вблизи г. Чапаевска около строящегося завода по уничтожению химического оружия. 11 августа с разрешения Верховного Совета СССР его посетили представители конгресса и администрации США, секретарь посольства США в СССР.

Лагерь протеста под Чапаевском 1989 г.
Лагерь протеста под Чапаевском 1989 г.

Чапаевск-лагерь-протеста-1989-2

Лагерь протеста под Чапаевском 1989 г.
Лагерь протеста под Чапаевском 1989 г.

химическое-оружие-7

(Подробнее на сайте Виталия Ерофеева «Историческая Самара» Глава о Чапаевске🙂

————

О чем писали самарские газеты

5 августа 1900 г. «Самарский листок объявлений» публикует отчет Самарского публичного музея за 1899 г. Сообщается, в частности, о передаче купцом К.П.Головкиным портретов директора Волжско-Камского банка, промышленника, мецената В.А.Кокорева и художника Н.Е.Симакова, выполнившего все рисунки и роспись Самарского знамени. От купца П.И.Шихобалова, пишет газета, поступили две арабские монеты и гривенник 1712 года. («Самарский листок объявлений»)

5 августа 1900 г. «Совещание по поводу Семейкинского шоссе».
Третьего дня при губернской управе было устроено совещание, на котором присутствовали временно заступающий место председателя управы член ее В.А.Племянников, члены управы Н.Г.Костромитинов и Н.С.Тресвятский и приглашенные на совещание инженеры Будаков, Засухин, Крицкий, Зеленко, Лишевич. Совещание рассмотрело способ замощения шоссе и все сошлись во мнении – замостить шоссе булыжником, на втором месте поставлен булыжный щебень. Местный же камень, которого заготовлено 700 кбм саж., намечено употребить при постройке шоссе, но там, где его можно использовать.
(«Самарская газета»)

———

Дополнительно о событиях этого дня из других источников:

——-

Архивы Самарской области
5 августа в истории губернии и области

1856 год. В г.Самаре, в доме, нанятом у купца Растрепина за 1300 руб. в год, открыта губернская мужская гимназия. На открытии первой в губернии гимназии присутствовал помощник попечителя Казанского учебного округа В.И.Андропов.

1926 год. В г.Самару из г.Саратова прибыли инженеры американской тракторной фирмы «Фордзон» для ознакомления с ходом тракторизации в губернии.

1941 год. Куйбышевский райисполком принял решение об организации на территории Тимашевской больницы военного эвакогоспиталя.

1941 год. В г.Сызрань прибыло оборудование эвакуированной типографии г.Выборга.

1941 год. В г.Сызрань на интендантские курсы, организованные ПриВО, прибыло 300 чел.

1941, 5 – 13 августа. В г.Сызрань прибыли первые эшелоны с оборудованием эвакуированного Людиновского локомобильного завода, а также 3500 инженерно-технических работников и 7 тыс. членов их семей. Для разгрузки и перевозки оборудования этого завода выделено 4 автобуса, 4 грузовых машины, 50 рабочих, 2 трактора, 10 плотников, 10 чернорабочих.

1990 год. Завершились II-ые Игры Доброй Воли (г.Сиэтл, США). Куйбышевскую область представляли 8 спортсменов, выступавших в соревнованиях по 4 видам спорта. 7 спортсменов представляли г. Куйбышев и один – пос. Нефтегорск. Спортсмены области завоевали 10 медалей – 4 золотые, 5 серебряных и 1 бронзовую. Золотые медали выиграли велогонщики-трековики Евгений Анашкин, Валерий Батуро и Сергей Водопьянов, победившие в командной гонке преследования на 4 км, а также дзюдоист Сергей Косоротов, ставший чемпионом в весовой категории свыше 95 кг. Серебряные медали завоевали пловцы Геннадий Пригода (100 м вольным стилем, эстафета 4х100 м вольным стилем и комбинированная эстафета 4х100 м) и Вениамин Таянович (эстафеты 4х100 м и 4х200 м вольным стилем). Бронзу получил легкоатлет Павел Галкин (эстафета 4х100 м).

Советская почтовая марка стоимостью 10 коп., посвященная Играм Доброй воли 1990 г.
По документам центрального архива области

———-

1937 — В Сызрань специальным поездом прибыла с Урала делегация XVII Международного геологического конгресса, среди учатников американские ученые Райзер и Томас, французский академик Жакоб.

1942 — В Сызрани, на улице Свердлова, 35, было размещено вновь образованное Управление дороги Москва – Куйбышев Гушосдора НКВД СССР.

1989 —У села Покровка был организован лагерь протеста против пуска Чапаевского завода по уничтожению химического оружия. Завод был закрыт решением правительства СССР от 5 сентября 1989 года.

———