Исторический календарь Самары: 30 марта. Появились первые «Фиаты» (автобусы) (1926), страшный пожар в Юнгородке (1943), первый эшелон из Куйбышева в Сталинград со строительными материалами (1943)

30 марта 1926 г. В Самару пришли первые три автобуса фирмы «Фиат» на 14-16 мест. Два из них поставлены на обслуживание рейсов Самара-Пугачев-Балаково и Самара-Сергиевск, третий работал на маршруте Самара-Барбашина Поляна. * 30 марта 1943 года на Безымянке произошел пожар в барачном общежитии завода № 18, в котором погибло 62 человека. Это случилось в поселке Юнгородок. Около 2 часов ночи загорелся один из жилых бараков, где в тот момент спали около 200 человек. Пожар начался от железной печки. * 30 марта 1943 г. Отправлен первый эшелон из Куйбышева в Сталинград со строительными материалами и оборудованием для больниц и магазинов.

Fiat-507-F-BUS-1926
(Фото: из коллекции автомобилей ФИАТ за 1926 г. Вполне возможно, что такие красавцы «рассекали» по улицам нашего города. Далее — более подробно об автобусах тех времен)

Пожарные-учения на заводе в Чапаевске 40-е годы
Пожарные-учения на заводе в Чапаевске 40-е годы
Отправка посылок на фронт 1942 г.

————

Этот день в истории края.

Огненная трагедия в поселке Юнгородок

Безымянка. Вид с самолета 1941 г.
Безымянка. Вид с самолета 1941 г.

30 марта 1943 года произошел пожар в барачном общежитии завода № 18, в котором погибло 62 человека. В начале 1943 года на Безымянке на оборону страны работали заводы №№ 1, 18 и 24 (впоследствии они получили названия соответственно завод «Прогресс», Куйбышевский авиационный завод и моторостроительное объединение имени М.В. Фрунзе).

Для обеспечения этих предприятий рабочими кадрами в 1941-1942 годах из различных сел Куйбышевской области собрали тысячи молодых людей. На заводах их в ускоренном порядке обучили рабочим специальностям – токаря, слесаря, фрезеровщика, клепальщика, и так далее. А размещали эти новые кадры в десятках деревянных бараков, которыми была застроена громадная территория вокруг оборонных заводов Безымянки. Поскольку средний возраст здешних жителей не превышал 18-20 лет, этот барачный поселок и получил название Юнгородок.

Условия проживания в поселке были очень трудными. С наступлением холодного времени года деревянные строения отапливались временными печками-«буржуйками», которые, впрочем, в сильные морозы жильцов выручали слабо. При этом на осторожное обращение с ними обычно смотрели как на ненужную роскошь. Неудивительно, что из-за увлечения «буржуйками» в зиму 1942-1943 годов в поселке Юнгородок произошло несколько крупных пожаров, которые унесли десятки молодых жизней. По этой причине Наркомат Авиационной Промышленности СССР был вынужден принять несколько специальных распоряжений о повышении уровня противопожарной безопасности на подведомственных ему предприятиях. Однако такие меры не смогли предотвратить крупнейшую в истории нашей области огненную трагедию.

Это случилось в поселке Юнгородок 30 марта 1943 года. Около 2 часов ночи загорелся один из жилых бараков завода № 18, где в тот момент спали около 200 человек. Пожар начался от железной печки в каптерке ночного дежурного, что располагалась у входа в деревянное строение. По всей видимости, вахтер уснул на своем посту, подкинув перед этим в топку дрова. То ли оставленная им без присмотра печка раскалилась сверх меры, то ли из нее выпала пылающая головешка, но уже вскоре помещение каптерки горело открытым пламенем. Еще через несколько минут огонь охватил весь входной тамбур барака, тем самым отрезав людям путь к спасению.

Расположенный в другом конце деревянного строения запасной выход оказался наглухо закрытым на висячий замок и завален всяким хламом. Когда пожар перекинулся на жилое помещение, многие рабочие смогли выбить рамы на окнах и через проемы выбраться наружу, однако 62 обитателя барака так и остались под его обгоревшими обломками. Остальным жильцам удалось самостоятельно выбраться из охваченного огнем помещения. Из числа спасшихся 38 человек обгорели в различной степени, но все-таки они остались живы.

Пожарная команда на место происшествия прибыла только через полчаса после начала возгорания, поскольку сигнал в дежурную часть поступил слишком поздно. По номеру «01» позвонил кто-то из жильцов барака, добежавший до ближайшего телефона, что находился на проходной предприятия, примерно в трех километрах от места происшествия.

Эта огненная трагедия в поселке Юнгородок стала самой крупной по числу жертв, погибших в одном пожаре за весь советский период истории Самарской-Куйбышевской области. И хотя причины и последствия этого происшествия в те дни рассматривались не только руководством предприятия, но также на бюро Куйбышевского обкома ВКП (б) и в Наркомате авиационной промышленности, никто за смерть десятков молодых рабочих серьезно наказан не был. Решением дирекции завода № 18 со своей должности был снят комендант Юнгородка Исаков, но возбуждать уголовное дело по факту пожара не сочли необходимым, поскольку главный виновник трагедии, вахтер того самого злополучного барака, погиб в огне. Уже через несколько дней секретная сводка о гибели в Куйбышеве 62 человек в результате пожара совершенно потерялась на фоне фронтовых сообщений, где потери Красной Армии в ходе боевых действий исчислялись цифрами, в десятки и сотни раз большими.

Сведения об огненной трагедии поселка Юнгородок, случившейся в марте 1943 года, уже тогда получили гриф «Совершенно секретно», и по этой причине на долгие десятилетия они оказались закрытыми для исследователей. Рассекречены эти материалы были лишь после 2000 года.

Барак. 1942 г.
Барак. 1942 г.
Безымянка. 1943 г.
Безымянка. 1943 г.

——-

Ударный труд

30 марта 1930 года в Москве было принято решение об увеличении в 9 раз капиталовложений в промышленность Самарского края.

Созданная Высшим Советом народного хозяйства СССР спецкомиссия под руководством В.В.Куйбышева, заслушав доклад председателя Самарского крайсовнархоза В.А.Хонина о перспективах индустриализации Средневолжского края, в основном одобрила предложения краевых организаций и приняла решение об увеличении капитальных вложений в промышленность края более чем в 9 раз.

За пять последующих лет в крае было построено 65 новых предприятий против 45 запланированных. Среди них завод «Автотрактородеталь», толерубероидная фабрика, силикатный завод, Сызранская ГЭС и другие предприятия. Многие действующие заводы и фабрики были реконструированы. Так были обновлены и расширены Средневолжский станкостроительный и котельный завод в Самаре, цементный завод в Сенгилее, бумажная фабрика «Маяк революции» в Пензе.

К концу пятилетки объем выпуска промышленной продукции в крае увеличился в 3,3 раза по сравнению с 1928 годом. Было покончено с безработицей. На многих предприятиях появились хозрасчетные бригады, у которых производительность труда была значительно выше. Героев труда стали чествовать, их имена заносились на Красные доски, им вручались революционные грамоты. Лучших тружеников награждали путевками в санатории, им давали новые квартиры, ордера на промышленные и продовольственные товары. Ударный труд в Самарском крае стал почетным.

———

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

30 марта 1614 г. Самарский воевода князь Д.П.Лопата-Пожарский отправил в Казань сообщение о подготовке И.Заруцким похода на Самару. Иван Заруцкий – донской казачий атаман, один из сподвижников Ивана Болотникова, руководителя крестьянского восстания 1606 года. В 1613 году И.Заруцкий также возглавил крестьянское движение и двинулся в Поволжье, но был выдан правительству яицкими казаками и казнен.

30 марта 1918 г. В Самаре выстрелом из револьвера убит уполномоченный губпродкома «по изъятию излишеств хлеба у кулаков» А.А.Николаев. Убийца – бывший солдат 130-го пехотного полка задержан, но при сопровождении из штаба охраны в тюрьму «пытался бежать и при преследовании убит конвоем».

30 марта 1919 г. Самарскому горкому РКП(б) поручено создать «коммунистический Красный Крест». Он предназначался для политработы среди раненых красноармейцев в лазаретах.

30 марта 1926 г. В Самару пришли первые три автобуса фирмы «Фиат» на 14-16 мест. Два из них поставлены на обслуживание рейсов Самара-Пугачев-Балаково и Самара-Сергиевск, третий работал на маршруте Самара-Барбашина Поляна.
Fiat-507-F-BUS-1926
(Фото: из коллекции автомобилей ФИАТ за 1926 г. Вполне возможно, что такие красавцы «рассекали» по улицам нашего города. Но вполне мог появиться и такой:

ЗиС-8
Самара. ЗиС-8

Фотография. ~1925 год. Фотография Г.В.Бичурова.

Хотя вот есть уточнение: В 1934 году в Самаре было впервые открыто автобусное движение с твердым маршрутом.
gaz-03-30

Три 16-ти местных автобуса марки ГАЗ-АА перевозили пассажиров от фабрики кухни до Хлебной площади и поселка им. Шмидта. Через два года город получил 10 автобусов, а в ноябре 1936 года в трест пришло 10 грузовых такси. Затем перевозки осуществлялись автобусами ЗИС-8. )

Можно еще полюбоваться на любимые дороги, и как по ним передвигается автобус в 1946 г.
Pushkinski-dom-1946

———

30 марта 1927 г. 30 и 31 марта на предприятиях и учреждениях Самары прошли митинги протеста под лозунгом «Руки прочь от Китая».

30 марта 1930 г. В Москве принято решение об увеличении в 9 раз капиталовложений в промышленность Самарского края. Созданная Высшим Советом народного хозяйства СССР спецкомиссия под руководством В.В.Куйбышева, заслушав доклад председателя Самарского крайсовнархоза В.А.Хонина о перспективах индустриализации Средневолжского края, в основном одобрила предложения краевых организаций и приняла решение об увеличении капитальных вложений в промышленность края более чем в 9 раз.

30 марта 1943 г. Отправлен первый эшелон из Куйбышева в Сталинград со строительными материалами и оборудованием для больниц и магазинов.

————

О событиях этого дня из других источников:

Архивы Самарской области
30 марта в истории губернии и области:

1907 год. Самарское губернское жандармское управление арестовало учеников Самарской мужской классической гимназии Б.Крайнева, Н.Бельского, Г.Сергеева, В.Марковского за участие в тайном обществе «Самарский совет школьных старост Ордена анархистов-масонов».

1914 год. В г.Самаре скончался 77-летний Алексей Алексеевич Бибиков, в 1878-1884 годах служивший управляющим самарским имением писателя графа Л.Н.Толстого. Бибиков был активным членом кружка самарской интеллигенции, занимавшейся организацией помощи голодающим крестьянам.

1943 год. Архиепископ Куйбышевский Алексий (в миру В.М.Палицын) направил председателю ГКО СССР И.В.Сталину телеграмму, в которой сообщил о том, что священнослужители Куйбышевского православного кафедрального собора, приходский совет и верующие собрали 594 тыс. руб. на танковую колонну им. Дмитрия Донского.

1978 год. В Красноярском районе Колодинской восьмилетней школе присвоено имя Героя Советского Союза, земляка А.В.Новикова, в годы Великой Отечественной войны отбившего 9 контратак немцев при форсировании Днепра. После войны А.В.Новиков был председателем сельсовета в родном районе.

1990 год. В Куйбышевском Доме техники состоялись организационные собрания клубов уфологов и экстрасенсов. Руководителями стали В.И.Авинский, кандидат геолого-минералогических наук и В.А.Кельцев, доктор медицинских наук, профессор. Состоялся также тематический вечер «Первая встреча … с НЛО».

1994 год. На Самарском механическом заводе №1 (ныне АО «Сокол») собран первый 50-тонный автокран МКШ-50, стоимость которого в два раза меньше его зарубежного аналога. В начале июня этот образец был принят

По документам центрального архива области, архивного отдела администрации Красноярского района, материалам областной прессы.

————