Исторический календарь Самары: 10 октября. Как железная дорога дошла до города (1872), открылся мединститут (1930), учительский институт стал иняз факультетом пединститута (1938)

1872 Городская дума поручает гласным П.В.Алабину и Л.Б.Тургеневу поехать в Петербург. Цель — «ходатайствовать перед высшим правительством, чтобы Моршано-Сызранская железная дорога, к сооружению которой уже приступлено, была направлена на Оренбург не иначе как через Самару».
1930 Начались занятия у 100 студентов лечебного факультета Самарского медицинского института.
1938 Куйбышевский учительский институт иностранных языков реорганизован в факультет иностранных языков педагогического института.

x_951dfedb

Пединститут. Историко-филологический корпус.
Пединститут. Историко-филологический корпус на ул.Льва Толстого. Недавно вновь открылся после реконструкции

Самара судостроительная

10 октября 1884 года правление Товарищества механического чугунолитейного завода в Самаре направило в городскую думу прошение: отдать в аренду 400 квадратных саженей земли на берегу Волги рядом с заводом «…под временную верфь, в которой будет производиться сборка железного корпуса вновь стоящегося парохода».

Товарищество на паях организовали известные купцы: П.С.Субботин, П.М.Журавлев, Г.К.Бенке, А.Н.Шихобалов, И.Л.Санин, Ф.Г.Углов, братья Константин и Георгий Курлины. Они вложили в строительство новых зданий завода и его оснащение около 30 тысяч рублей. Отказать им было трудно. Гласные думы просьбу уважили. Этот участок берега обычно отводился под торговлю известью и камнем с платой 50 копеек за квадратную сажень. Правление завода хочет получить землю только до весны, поэтому можно отдать ее и за половину летней цены.

Раньше завод занимался исключительно изготовлением плугов, борон, конных грабель, сеялок, оборудования для мельниц. Эти изделия уходили не только в хозяйства Самарского края, но и Оренбургского, Уральского. Дела шли неплохо. На заводе работало до 400 человек, они выпускали продукции примерно на 300 тысяч рублей. Но по инициативе Павла Михайловича Журавлева, младшего брата известного рыбинского судопромышленника, завод решено было переориентировать на сооружение пароходов. Первый из них был спущен на воду 13 мая 1885 года. Его построили для купца Ф.Г. Углова и назвали «Первый».

«Самарские губернские ведомости» писали, что «…примеру Ф.Г. Углова последуют и другие коммерсанты, и вот в Самаре новая отрасль промышленности, новые заработки и новые предприятия. Дай Бог успеха хорошему начинанию и дай Бог, что все благие начинания, выраженные в застольных тостах за завтраком, оправдались на деле».

Оправдались. Самарцы построили более сорока пароходов, и четверть века наш город являлся одним из центров волжского судостроения. При советской власти на базе завода П.М. Журавлева, он перешел вскоре в его собственность, возникло другое всем известное предприятие – Средневолжский станкостроительный завод.

—————

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

10 октября 1872г. Городская дума поручает гласным П.В.Алабину и Л.Б.Тургеневу поехать в Петербург. Цель — «ходатайствовать перед высшим правительством, чтобы Моршано-Сызранская железная дорога, к сооружению которой уже приступлено, была направлена на Оренбург не иначе как через Самару».

(Моршанско-Сызранская железная дорога
Частная железная дорога длинной 487 вёрст (519 км) от Моршанска до станции Батраки на берегу Волги под Сызранью, являвшаяся, по сути, продолжением Ряжско-Моршанской ж. д., получила разрешение на строительство в мае 1872 года. Была введена в строй в октябре 1874 года — первый поезд из Моршанска прибыл на станцию Батраки 12 октября, хотя отдельные доделки продолжались до начала 1875 года. С 1890 года вошла в состав государственной Сызрано-Вяземской железной дороги.)

(1877
Оренбургская железная дорога
Строившаяся специальным акционерным обществом, устав которого был утверждён 22 февраля 1874 года, железная дорога проходила от станции Батраки Моршанско — Сызранской железной дороги до города Оренбург с ветвью к речному порту в городе Самаре. Длина основной линии Батраки — Кинель — Оренбург в то время составила 510 вёрст (544 км), а ветви до Самары — 6,5 вёрст (7 км). Также практически в рамках проекта была построена линия Сызрань — Батраки длиной 11 вёрст (11 км)[22]. Все участки дороги были открыты в январе 1877 года. Первоначально переправа грузов через Волгу осуществлялась с помощью парома, но в 1880 году на линии вступил в строй крупнейший в Европе и единственный в среднем течении реки Александровский мост.)


Вокзал_в_Сызрани._Дореволюционная_открытка
-Alexandrowskiy_most_view

10 октября 1884г. Товарищество механического завода (бывшего «Бенке и Ко») подало в городскую управу прошение. В нем содержалась просьба сдать Товариществу в аренду 400 квадратных саженей земли на берегу Волги против завода «…под временную верфь, в которой будет производиться сборка железного корпуса вновь строящегося парохода». Просьба удовлетворена думой, и 15 мая 1885 года на воду был спущен пароход, построенный по заказу купца Ф.Г.Углова. Так Самара обзавелась судостроительным заводом, владельцем которого вскоре стал П.М.Журавлев, брат известного рыбинского судопромышленника Н.М.Журавлева.

10 октября 1918г. В газете «Солдат, рабочий и крестьянин» опубликован приказ Самарского губревкома. Он доводит до всеобщего сведения, что «с настоящего числа Самарским революционным комитетом Советов восстанавливается в Самаре и местах, очищенных от неприятеля в пределах губернии, Советская власть. Управление городом Самарой передается городскому исполнительному комитету».

10 октября 1918г. Издан приказ Самарского губревкома. «В связи с восстановлением советских учреждений, разбитых врагами пролетариата – контрреволюционными захватчиками, — говорится в нем, — все служащие советских учреждений временно мобилизуются и обязаны приложить все усилия для налаживания советского аппарата. Всякая неряшливость, небрежность, халатность в исполнении работ, а также использование времени, определенного для занятий, для других целей будут рассматриваться как грабеж дорогих народу времени и денег и будут караться по всей строгости военно-революционных законов».

10 октября 1918г. В Самаре и на освобожденных от белогвардейцев местностях восстановлена Советская власть: горисполком, губернские отделы. Издан приказ губревкома об охране культурных, научных и художественных ценностей и предметов старины.

10 октября 1930г. Начались занятия у 100 студентов лечебного факультета Самарского медицинского института. Постановление СНК РСФСР об открытии института было подписано 13 августа 1930 года
Дополнительно:

Тридцатые годы — годы становления самостоятельного медицинского вуза. Именно в эти годы cоздаются институтские Клиники — отдельная страница в истории вуза, его богатство и гордость.
Тридцатые годы — годы становления самостоятельного медицинского вуза. Именно в эти годы cоздаются институтские Клиники — отдельная страница в истории вуза, его богатство и гордость.

В 1930 году, в связи с острой необходимостью обеспечения здравоохранения квалифицированными врачебными кадрами был открыт Средне-Волжский краевой медицинский институт. Такое название было дано потому, что Самара в те годы являлась административным центром Средне-Волжского края. В 1934 году в связи с административной реформой в стране и введением областей Средне-Волжский краевой медицинский институт был переименован в Самарский медицинский институт, а с 1935 года, когда наш город был назван в честь известного революционера В. В. Куйбышева, — в Куйбышевский медицинский институт.
x_75603bc6

10 октября 1938г. Куйбышевский учительский институт иностранных языков реорганизован в факультет иностранных языков педагогического института.

Педуниверситет
Педуниверситет

10 октября 1941г. Организован Куйбышевский комитет помощи раненым бойцам и командирам. В составе комитета – 9 представителей партийных, советских и профсоюзных организаций. В его задачи входит обследование и оказание практической помощи эвакогоспиталям.

10 октября 1973г. В Тольятти открылась городская дезинфекционная станция.

10 октября 1977г. В Тольятти открылись международные соревнования юниоров по фигурному катанию. На приз «Строительной газеты». Завершились соревнования 18 октября.

О чем писали самарские газеты

10 октября 1941г. «Построим самолет «Юный пионер»!
Учащиеся 5а класса Куйбышевской школы №6 обратились через газету с письмом ко всем пионерам и школьникам области: «Давайте, ребята, собирать средства на постройку самолета… Если каждый из нас внесет хотя бы небольшую сумму денег, можно будет построить крылатую боевую машину, которую попросим назвать «Юный пионер».
(«Волжская коммуна»)

————-

О событиях этого дня из других источников:

Архивы Самарской области
10 октября в истории губернии и области:

1930 год. Начались занятия в Самарском медицинском институте на единственном лечебном факультете для 100 студентов. Постановление СНК РСФСР об открытии института было подписано 13 августа 1930 г.

1941 год. Бюро Куйбышевского обкома ВКП(б) на основании постановления ГКО СССР обязало начальника Управления особого строительства НКВД СССР Лепилова, уполномоченного Наркомата авиационной промышленности Кофмана и директоров заводов №1, 24, 18 на площадях заводов №122, 295 и 337 немедленно приступить к развёртыванию производства.

1941 год. Куйбышевский облисполком в соответствии с постановлением СНК РСФСР от 12 сентября 1941 года №614 «Об изменении сети высших учебных заведений Наркомпроса РСФСР» принял решение о реорганизации Куйбышевского учительского института иностранных языков в факультет иностранных языков Куйбышевского педагогического института.

1941 год. Состоялось организационное собрание Куйбышевского комитета помощи раненым бойцам и командирам. В комитет из 9 чел. вошли представители партийных, советских и профсоюзных организаций. Председателем комитета избран секретарь обкома ВКП(б) П.Р.Харин, заместителем председателя – председатель облисполкома Н.Н.Журавлёв, членами – зав. облздравотделом К.П.Васильев, секретарь обкома ВЛКСМ Гольдина, председатель обкома профсоюза работников медико-санитарного труда Никифоров, начальник военно-медицинской академии Велисов, работник облвоенкомата Куликов, представитель обкома общества Красного Креста Сандалов, председатель завкома завода №42 Горидако. Задачами комитета определено обследование и оказание практической помощи эвакогоспиталям, расположенным на территории области.

1941 год. На заседании бюро Утёвского райкома ВКП(б) рассмотрен вопрос о подготовке девушек на курсах шоферов. Райком ВЛКСМ обязан привлечь на курсы не менее 10 комсомолок, директоров МТС обязали направить на курсы не менее, чем по 5 девушек: рядовых колхозниц, рабочих и служащих.

1942 год. Народный комиссар авиационной промышленности СССР издан приказ №753сс о внедрении в серийное производство на заводах №1, 18, 30 двухместного самолёта Ил-2 с мотором АМ-38 и установкой на нём для защиты задней полусферы крупнокалиберного пулемёта с запасом патронов 150 шт., с винтом АВ-5Л-158 и со щитками для взлёта.

1942 год. Куйбышевский облисполком принял решение разместить Сталинградский театр драмы в г.Сызрани в здании закрытого городского театра и обеспечить работников Сталинградского театра необходимой жилплощадью, общественным питанием и продовольственным снабжением.

1942 год. В Куйбышевской области организованы контрольно-учётные бюро продовольственных и промтоварных карточек: при облторготделе – областное контрольно-учётное бюро, при Куйбышевском, Сызранском, Ульяновском, Чапаевском, Мелекесском горторготделах – городские контрольно-учётные бюро, в г. Куйбышеве – 8 районных контрольно-учётных бюро, в г. Ульяновске – 3 районных контрольно-учётных бюро.

1997 год. В Администрации Самарской области состоялось совещание по вопросу об образовании на территории г. Похвистнево и Похвистневского района особой экономической зоны. Этот проект был разработан с целью стабилизации социально-экономического развития города и района, становления рыночной инфраструктуры и создания благоприятных условий для притока и размещения инвестиций.

По документам центрального архива области, архива социально-политической истории, материалам губернской прессы.

————-