Исторический календарь Самары: 2 апреля. Контроль за строительством и дорогами начало новое ведомство, результаты и сегодня плачевны (1851), сильное наводнение (1862), прибыли 5 гидропланов (1918)

2 апреля 1851 года была образована Самарская губернская строительная и дорожная комиссия, ведавшая строительным делом и состоянием дорог в губернии. * 2 апреля 1862 г. на реке Самарка произошел резкий подъем уровня воды, которая взломала лед и унесла вместе с ним в Волгу 27 судов. Пароходы и баржи принадлежали пароходным обществам «Нептун», «Волжско-Камское», «Дружина» и частным лицам. * 2 апреля 1918 г. В Самару прибыла команда авиационного отряда в 160 человек и с ними пять гидропланов.


Волга-ледоход-берег

—-

Этот день в истории края.

Стройнадзор старой Самары

2 апреля 1851 года была образована Самарская губернская строительная и дорожная комиссия, ведавшая строительным делом и состоянием дорог в губернии.

Единые для всей России нормативы по строительству населенных пунктов, отдельных зданий и дорог начали разрабатываться еще при Петре I, но только Екатерина II в 1785 году подписала первое в истории государства «Городовое положение», в котором строительные нормы были собраны в одном законодательном акте. Это положение действовало вплоть до 1843 года, пока Николай I высочайше не утвердил «Строительный устав Российской империи». Отныне для контроля над соблюдением всех пунктов этого документа в губерниях учреждались особые строительные и дорожные комиссии, состоявшие при канцелярии губернатора и ему подчинявшиеся.

В Самарской губернии такой контролирующий орган был образован всего лишь через три месяца после ее открытия – 2 апреля 1851 года. Работы у нового ведомства с самого начала было очень много. Например, при застройке Самары требовалось не только соблюдать ее «геометрический» план, впервые утвержденный еще Екатериной II, но также «склонять обывателей к возведению каменных домов, а ежели и деревянных, то на каменном фундаменте». Это требование в Уставе появилось неспроста, поскольку деревянная Самара только в течение XIX века 16 раз выгорала целиком или почти целиком. Однако горожане и в те времена не отличались законопослушностью: в 1847 году в Самаре насчитывалось 1645 жилых домов, и из них только 62 каменных, поскольку строить здания из дерева было гораздо дешевле. Лишь опустошительные самарские пожары 1848 и 1850 годов показали, что скупой платит дважды, и к концу 1851 года в городе уже было построено 253 каменных здания.

В течение нескольких последующих лет Самарская губернская строительная и дорожная комиссия стала влиятельным органом административной власти. В частности, комиссия утверждала проекты и облик фасадов частных домов, выдавала разрешения на постройку фабрик, заводов, мельниц и прочих объектов, рассматривала прошения домовладельцев о перестройке зданий, и, конечно же, следила за выполнением всех противопожарных требований при строительстве. В уездных центрах за соблюдением устава следил городской архитектор, который давал разрешение на возведение частных жилых домов.

В Самаре надзором за строительством домов, прочих зданий и сооружений занималась городская дума. В 1870 году был создан ее исполнительный орган — городская управа, к которой с этого момента перешли все дела, связанные со строительством. Но и она все свои проекты обязана была согласовывать с губернской строительной и дорожной комиссией. Так, при ее непосредственном участии комиссии все казенные здания в Самаре и уездных центрах после 1851 года стали строить только из камня. При их возведении архитектор обязан был проследить, чтобы строители в ходе работ строго выполнили все противопожарные требования. Например, печи необходимо было в обязательном порядке ставить только в удобных и безопасных в пожарном отношении местах.

Нормативы «Строительного устава» распространялись также и на общественные здания, к которым относились гостиные дворы, городские амбары, заведения общественного призрения, помещения для военного караула, и так далее. Например, в этом документе было записано, что «…казенные строения крыть железом или черепицею», что положено было «городские амбары строить в местах, безопасных от огня и наводнения», а различные торговые лавки предписывалось «строить только каменные. Всякие деревянные пристройки и деревянные лестницы к ним воспрещаются».

Самарским жителям бедного состояния, имеющим дворовое место по улице менее 10 саженей, дозволялось строить деревянный дом на каменном фундаменте, но по бокам обязательно с брандмауэром — сплошной каменной или кирпичной стеной без окон и дверей, по высоте превышающей крышу дома. В старой части Самары брандмауэры у некоторых домов можно видеть вплоть до сегодняшних дней.

К началу ХХ века в Самаре уже были выстроены каменные здания самых разнообразных функциональных назначений: вокзал, торговые пассажи, лечебные заведения, гимназии, училища, элеваторы, заводы, театр, банки и прочее. Кроме зданий общественного и делового назначения, из кирпича и камня в это же время возводились двух- и трехэтажные особняки богатых людей, доходные дома, частные бани, магазины, и так далее. Правда, такие помпезные здания украшали только центральные улицы города. А вот чуть подальше от центра в начале века в основном стояли лишь одноэтажные каменные дома. Окраинные же районы Самары и в эти годы по-прежнему продолжали застраиваться одно- и двухэтажными деревянными домами, но на каменном фундаменте.

Хотя эта губернская комиссия по названию была не только строительной, но и дорожной, контроль над дорогами в ее деятельности занимал не самое значительное место. Объяснялось это просто: в XIX веке дороги в России сильно отличались от тех, которые мы знаем сейчас. В частности, понятия «дорога с твердым покрытием» тогда не существовало вообще. Мостить улицы булыжником в Самаре впервые начали только при губернаторе Гроте, да и то лишь на некоторых центральных улицах, а за ее пределами все дороги были грунтовые.

Поэтому дорожная деятельность комиссии ограничивалась проверкой лишь некоторых трасс губернского значения, которые соединяли Самару с уездными центрами. Эти дороги должны были быть определенной ширины, без колдобин и ухабов, а мосты на них содержаться в исправном состоянии. По всей трассе полагалось устанавливать верстовые столбы, а на перекрестках – указатели направления на губернский и уездный центр. Этой работой должно было заниматься правление соответствующей волости, через земли которой проходила дорога губернского значения. Волостям на ее содержание из губернской казны ежегодно перечислялись необходимые средства. За правильностью их расходования следила все та же строительно-дорожная комиссия.

Глядя на проблему из сегодняшнего дня, видны корни всех дорожных бед, которые испытывает сегодняшняя Самара: планов много, контроля за исполнением мало, или нет вовсе… Да и как не сказать о воровстве чиновников, сегодня это называется «коррупция» — на сайте любого ведомства сегодня обязательно найдете отчет «Противодействие коррупции». Они типа борются… Результаты налицо.

XdLnSRKABrXQZqc-800x450-noPad
В 2016 году самарский народ в интернете собирал подписи: Президенту Владимиру Владимировичу Путину: Построить дороги в Самаре

———-

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

2 апреля 1879 г. В девять часов утра, когда император Александр II по обыкновению прогуливался на площади перед Зимним дворцом, в него несколько раз выстрелил молодой человек. Государь не пострадал, нападавшего схватили. На следующий день весть о покушении достигла Самары. На Алексеевской площади отслужили благодарственный молебен. Вечером состоялось заседание Самарской городской думы, на котором гласные единогласно решили: «… в память чудесного избавления Государя Императора» учредить 25 стипендий для учащихся открываемого в городе Реального училища«.

2 апреля 1918 г. В Самару прибыла команда авиационного отряда в 160 человек и с ними пять гидропланов.
Гидросамолет-1
Из оставшейся части команды Самарского гидродивизиона, собранной в Нижнем Новгороде, был сформирован гидроотряд, вооруженный четырьмя гидросамолетами М-9, полученными из Управления морской авиации. Матросы гидроотряда создал и «авианосец» в виде баржи-нефтянки с приделанными по бортам кронштейнами, на которых закреплялись убираемые на время похода спуски для приема и вывода на воду гидросамолетов.
Баржа получила название «Коммуна». Гидроотряду был придан буксир «Андрей Клюкин» для возки баржи и двухпалубный пассажирский пароход «Вера», где размещался персонал отряда. 14 ноября 1918 г. «Андрей Клюкин» был переименован в «Матрос-летчик».

2 апреля 1919 г. «Дело дошкольного воспитания из частной инициативы переходит в руки государства». К такому заключению пришла работавшая в Самаре 2 и 3 апреля губернская конференция по дошкольному воспитанию.

2 апреля 1920 г. Военные решили выделить из своего пайка муку голодающим Москвы и Петрограда. Собрание военнослужащих и красноармейцев продсклада интендантства Туркестанского фронта постановило отчислить из своего апрельского продовольственного пайка по пять фунтов муки для голодающих рабочих Москвы и Петрограда.

О чем писали самарские газеты

2 апреля 1862 г. На реке Самарка произошел резкий подъем уровня воды, которая взломала лед и унесла вместе с ним в Волгу 27 судов. Пароходы и баржи принадлежали пароходным обществам «Нептун», «Волжско-Камское», «Дружина» и частным лицам.

«Самарские губернские ведомости» писали в связи с этим, что в прошлом году несколько судовладельцев давали деньги на устройство затона для безопасного отстоя судов, «…но так как у нас без разрешения общих и специальных учреждений нельзя приступить ни к какому делу, хотя бы и полезному, то судохозяева не знали, к какому обратиться по занимающему их делу. Вероятно, наши судохозяева плохие дипломаты, потому что не нашли выхода из этой дилеммы, и положили ждать более счастливого времени, пока ведомство природы не взялось дать урок и начальствам, и судохозяевам». Безопасная гавань для зимней стоянки судов была построена в Самаре только в 1894 году.

polovodje

2 апреля 1913 г. Торговцы съестными продуктами у Товарного двора обратились к губернатору с просьбой о разрешении им торговать по праздникам, «так как переселенческие поезда идут и по праздникам, и пассажиры 4-го класса должны обращаться в бакалейные лавки против станции – а они по праздникам торгуют». Губернатор оставил ходатайство без последствий, «как не имеющее законных оснований».
(«Волжское слово»)

——-

Дополнительно о событиях этого дня из других источников:

Архивы Самарской области
2 апреля в истории губернии и области:

1952 год. Облисполком утвердил проект планировки и застройки г.Жигулевска, разработанный Ленинградским отделением Гипрогора.

1959, 1 – 2 апреля. Состоялась первая учредительная конференция Союза спортивных обществ и организаций г.Куйбышева. Делегатами являлись представители различных видов спорта: фехтование, бокс, лыжный спорт, спортивная гимнастика, гребля, велосипедный спорт, парусный спорт, футбол, хоккей с мячом, хоккей с шайбой, водное поло, плавание, самбо, стендовая стрельба, шахматы, шашки, тяжёлая атлетика, теннис, спортивный туризм, лёгкая атлетика, баскетбол, волейбол, городки. В числе 418 делегатов были тренер и ветеран футбольного клуба «Крылья Советов», мастер спорта по футболу Иван Алексеевич Ширяев, тренер футбольной команды «Металлург» Куйбышев, ветеран и бывший тренер футбольной команды «Крылья Советов», а также тренер по хоккею Пётр Петрович Бурмистров, начальник футбольной команды «Крылья Советов», один из первых игроков команды Сергей Георгиевич Румянцев, мастер спорта по классической борьбе Леонид Петрович Усов, заслуженный мастер спорта по парусному спорту Николай Александрович Мясников, мастер спорта по велоспорту Владимир Петрович Петров, мастер спорта по стендовой стрельбе Юрий Дмитриевич Харитонов, мастер спорта по волейболу Вера Фёдоровна Кузнецова, мастер спорта по классической борьбе Ильюшенков Виктор Александрович, мастер спорта по лыжному спорту Валентина Павловна Иванова, мастер спорта по гребле Виктор Яковлевич Блохин. На первом организационном пленуме Союза спортивных обществ и организаций г. Куйбышева председателем Совета Союза избран В. Е. Сидоров. Были избраны делегаты на первую Всероссийскую конференцию спортивных обществ и организаций РСФСР.

1981 год. Указом Президиума Верховного Совета СССР Куйбышевский почтамт награжден орденом «Знак Почета» за успехи, достигнутые в выполнении заданий Х пятилетки.

1998 год. Постановлением губернатора Самарской области Государственному Волжскому русскому народному хору присвоено имя его основателя Петра Михайловича Милославова.

Милославов Петр Михайлович (07.09.1898-22.03.1975) — композитор, педагог, основатель и руководитель Волжского народного хора.

По документам центрального архива области, архива социально-политической истории, архива Администрации Самарской области, Ведомостям ВС СССР.

————