Зосима-пчельник, Вальпургиева ночь. Народные приметы на 30 апреля

Если строго придерживаться тематики народного календаря, то пришлось бы много рассказывать о пчелах и о том, как люди в старые времена надеялись на хорошие сборы меда и творили обряды, иногда граничащие с чудесами и фантастикой…. Но если вы окинете взором вокруг себя, то и через сто человек не встретите пчеловода, так что тогда и нам про них говорить нечего. В истории других стран мира этот день, вернее ночь под 1 мая, несла страхи и ужасы, ее боялись, но следовали этим правилам ‐ речь идет о Вальпургиевой ночи.

Эта тема описана у многих народов в разных произведениях искусства. К примеру, «Бал у Сатаны» в книге М.Булгакова, а потом и в фильме, «Мастер и Маргарита». Вот как описывается «Вальпургиева ночь» в знаменитом словаре Брокгауза и Ефрона: «Вальпургиева ночь ‐ с 30 апреля на 1 мая, по германскому народному поверью, служит годичным праздником ведьм, собирающихся в эту ночь вокруг своего повелителя-сатаны ‐ на высокой, недоступной горе Броккен, где и справляют свой «шабаш». Поверье это сложилось около конца VIII столетия, вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1-ое мая с особой торжественностью праздновалось язычниками (первый весенний праздник)». Ну, а тем, кому эти все ужасы вообще ни к чему, напомним про русские верования: рожденных в последний апрельский день все любят. Расцвела фиалка ‐ пора сеять петрушку и морковь. Вот какой большой выбор есть у вас, чтобы этот день прошел для вас с пользой.

Дружная семья

Фото: Евгений Никулин

———————

30 апреля (Зосима-пчельник) Зосима считается покровителем пчел. В этот день вывозят пчел на пасеку. В старину при выставлении улей ставили посреди пасеки стол, покрытый чистой скатертью, на него — хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и пасхальную свечу. Потом, помолясь Зосиме и Савватию, обходили трижды вокруг пасеки с зажженною свечою, кропя все вокруг освященной водой. После этого над дверью, через которую вносят на пасеку ульи, вбивали кол и произносили: «Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, приноси мед в свои ульи…» или «Приветствуй пчелу на Зосима, то будут рой и вощина». Таков был обычай этого последнего апрельского дня. Рожденных в этот день все любят. Расцвела фиалка — пора сеять петрушку и морковь.

————

«Вальпургиева ночь — с 30 апреля на 1 мая, по германскому народному поверью, служит годичным праздником ведьм, собирающихся в эту ночь вокруг своего повелителя-сатаны — на высокой, недоступной горе Броккен, где и справляют свой «шабаш». Поверье это, выведенное также Гёте в 1-ой части «Фауста», сложилось около конца VIII столетия, вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1-ое мая с особой торжественностью праздновалось язычниками (первый весенний праздник), то старые женщины и вообще все те, которые не могли сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на строгое запрещение (под страхом смертной казни), продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающим образом, т. е. песнями и плясками, встретить 1-е мая. Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. Название же произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти св. Вальпургии, сестры св. Вилибальда, канонизованной в 778 г.»