Шпионские страсти в России

Речь про Россию 1915 года. «Фонъ Вакано, Вольдемаръ-Владимiръ, Альфредовъ. Былъ зарегистр. 2 раза: 7 Апр. 915 г. Петр. Охр. Отд. и 3 Мая 915 г. в СамарѢ жанд. вл. по подозр. въ шпiон.»
Всякая активная деятельность вызывала у властей подозрения.

Если человек на свои деньги сооружает школу и больницу, создает рабочим нормальные условия труда, проводит электричество в Струковский сад и городской театр, открывает филиалы по всей стране от Кавказа до Урала, передает безвозмездно предметы искусства в музей, строит в городе первую систему канализации…

В конце 80-х годов 19 века при пивоваренном заводе построили целый жилой корпус, в котором располагались квартиры для технических специалистов и общежитие для квалифицированных рабочих. Именно здесь впервые в Самаре была устроена система парового отопления, питавшаяся горячей водой от заводской котельной. С ее помощью в холодное время года отапливались и жилой корпус, и многочисленные цеха предприятия.

А высшим инженерным достижением Альфреда фон Вакано стало возведение в 1898 году заводской электростанции с первоначальной мощностью 150 киловатт, которая (опять же впервые в Самаре) стала питать систему электрического освещения не только в производственных цехах, но и в квартирах заводского персонала.

Ну, и последняя капля в копилку реальных дел, сделанных для Самары Альфредом Филипповичем фон Вакано — он создал Жигулевский пивоваренный завод, уникальное предприятие, прославившее наш город. К 1914 фирме принадлежали 24 торговых предприятия, 4 склада готовой продукции в Самаре; оптовые склады находились в 59 городах России, дочерние фирмы организованы в Баку, Астрахани, Казани, Омске, Костроме и других городах. Какой же русский мужик может сделать такое за всю свою жизнь? Значит, не наш человек, «шпиен»!

«В связи с ростом антигерманских настроений после начала войны, в июле 1914 года, А.Ф. фон Вакано и члены его семьи были занесены в политически неблагонадежные, цензура вела перлюстрацию их переписки. В конце концов, семидесятилетнего старика сочли германским шпионом и выслали вместе с сыном Владимиром под гласный надзор полиции в Бузулук…» (Источник:)

История, как известно, часто повторяется. Сегодняшние аналогии легко провести снова. Слыхали, поди, про то, что «страна в кольце врагов», кто только не «угрожает» нам!..

Поводом для этой публикации послужило появление в Сети документального «Альбома лиц, зарегистрированных жандармской, сыскной и общей полицией по подозрению в шпионстве». Составлено по материалам, присланным в Регистрационное бюро Департамента полиции по 31 декабря 1915 г. Выпуск 1-й. Петроград. 1916.

24-31-Vakano-2
24-31-Vakano
Смотреть весь альбом:

PS.

Из календаря истории Самары от 18 мая:

С Альфреда фон Вакано сняли обвинение «немецкий шпион» (1917)
18 мая 1917 г. В Самаре отменены «все меры пресечения, принятые в отношении к обоим Вакано». В 1915 году Альфред фон Вакано вместе с сыном Владимиром был обвинен в шпионаже в пользу Германии и Австрии и спустя пять месяцев сослан в Бузулук. 18 мая 1917 года судебно-следственная комиссия губисполкома народной власти постановила отменить «все меры пресечения, принятые в отношении к обоим Вакано». Отец и сын вернулись в Самару.

Семья А. Фон Вакано на отдыхе


Другие подробности:

http://samaratoday.ru/news/234754

http://samsud.ru/blogs/hroniki-samarochki/alfred-filippovich-fon-vakano.html

————————

После выхода анонса этого материала в ФБ появились комментарии, на которые я не мог не ответить. Этот ответ стал заключительной частью этой публикации.

24-32-Vakano

Aleksandr Baryshev: Олегу Ракшину Ну, хорошо, царское правительство посадило их и выслало, Временное правительство освободило. Мы-то вроде вообще из другого времени и общественного строя. Мы стоим как бы на двух берегах реки. На одном берегу — все сказанное о том, что сделал для города А.Ф.Вакано, на другом — информация источника из контразведки более познего времени, где уважаемому нами человеку не нашлось ни одного доброго слова, а более того говорится:

«Ввладельцем самарского пивоваренного завода «являлся бывший австрийский подданный фон Вакано. Появившись когда-то в Российской империи в качестве дезертира из австрийской армии, предприимчивый иностранец через некоторое время основал в Самаре существующий до сего времени пивоваренный завод, где было впервые освоено производство знаменитого “жигулевского” пива. Но российской контрразведке и политической полиции фон Вакано был известен не только как владелец крупного завода. Его уже продолжительное время подозревали в проведении в России шпионажа в интересах австрийской разведки».
(Это твой источник)

Согласись, что странно читать, что сначала он дезертировал из австрийской армии, а потом стал шпионом в пользу Австрии. Не хочется глаза портить на том, что не доказано ничем и нигде, кроме доносов и донесений филеров полицейской охранки царской России. Мне более интересно и приятно читать об том времени в той же Википедии, заметим, что речь идет о событии, которое произошло в Самаре всего через несколько месяцев после возвращения в наш город А.Ф.Вакано из ссылки:

«7 августа 1914 года Альфред Филиппович обратился в Самарскую городскую думу с письмом:
«Считая долгом гражданина не остаться безучастным к тем испытаниям, которые переживает Россия, имею честь представить в распоряжение Городского общественного самоуправления на цели содержания и лечения раненых в боях русских воинов новую, вполне оборудованную больницу в 30—35 коек, находящуюся в г. Самаре на углу Николаевской и Хлебной улиц в доме Товарищества Жигулёвского пивоваренного завода, причём в течение всей войны я принимаю на себя обязанность содержания и лечения поступающих туда раненых».

Большинством голосов гласных Думы Альфреду Вакано была выражена благодарность. Однако гласный Евгений Зубчанинов и некоторые другие стали настаивать на новом, закрытом, голосовании по этому вопросу. Предложение Зубчанинова было отклонено и решение о выражении благодарности Вакано осталось в силе.

Тем не менее, в 1917 году Зубчанинов сообщил гласным думы, что Альфред Вакано, высланный два года назад из Самары по обвинению в шпионаже, арестован в Бузулуке и новой властью. Он попрекнул своих коллег за то, что они в самом начале войны против Германии приняли от такого человека дар в 36 тысяч рублей».

Что-то я не встречал в мировой истории случая, чтобы глубоко «внедрившийся шпион» продолжал заниматься благотворительностью, строить больницу для раненых в войне, где он, якобы, выступал на стороне врагов… Это даже не смешно. Потому давай останемся каждый на своем берегу.

(Использована информация отсюда)