История еще скажет свое слово о тех, кто погубил целый завод

Рождение 4ГПЗ. Сегодня такого завода нет в природе. Как не было его и тогда, в 1941. Волею судьбы, а вернее страшной беды — войны, сломавшей мирную жизнь, благодаря мужеству и трудовому подвигу людей, на пустом месте возник мощный завод. 21 ноября 1941 года работники эвакуированного в Куйбышев московского Первого подшипникового завода собрали первую партию своей продукции.

4gpz-2

Сегодня такого завода нет в природе. Как не было его и тогда, в 1941. Волею судьбы, а вернее страшной беды — войны, сломавшей мирную жизнь, благодаря мужеству и трудовому подвигу людей, на пустом месте возник мощный завод. Вот об этом и рассказываем. 21 ноября 1941 года работники эвакуированного в Куйбышев московского Первого подшипникового завода собрали первую партию своей продукции. Этот день с полным правом можно назвать днем рождения нового завода, которому вскоре дали название 4ГПЗ.

gpz4-1970
(Проходная 4-го ГПЗ в 1970-е гг.)
Подшипниковая промышленность Самары закладывалась в те трагические дни, когда фашисты подступали к столице. Свой первый удар по Москве с воздуха гитлеровцы нанесли через месяц после начала Великой Отечественной войны. Тысячи «зажигалок» обрушились на предприятия столицы. Множество их упало на главный корпус 1-го государственного подшипникового завода — единственного в то время предприятия зарождающейся в стране подшипниковой промышленности. В конце июля фашистская авиация повторила налет, обрушив на завод десятки тонн фугасных бомб. Ночные бомбардировки продолжались весь август. Враг знал, что без московских подшипников не сдвинется с места ни один танк, не взлетит самолет, не поедет автомобиль.

В августе 1941 года правительство приняло решение срочно перебазировать 1-й ГПЗ из Москвы. Представители завода выехали в Саратов, Томск, Свердловск и Куйбышев для выбора площадки. В Куйбышевском горкоме партии им сказали: «Любое здание, пригодное для производственных нужд, считайте своим». Москвичи выбрали комплекс строений из красного кирпича на Северо-Востоке города, который носил название Линдовского городка. Когда-то здесь размещались штабы пехотной и кавалерийской дивизий, артиллерийская бригада, саперный батальон. В бывших конюшнях вполне можно было разместить станочное оборудование, а в казармах — семьи подшипниковцев. В Москву полетела телеграмма: адрес для «шарика» найден, можно отправлять оборудование.

Эшелоны грузились один за другим, их было ровно шестнадцать. Первый прибыл в Куйбышев в начале сентября. К концу месяца на разгрузочных площадках стояло около четырех тысяч станков. В бывшем вещевом складе Линдовского городка разместили автоматно-токарный цех, в другом складском помещении — цех точных подшипников. В первых числах октября москвичи выточили первую сотню подшипниковых колец. Затем последовала их термическая обработка и шлифовка. А 21 октября собрали пробную партию подшипников. Ровно через месяц, 21 ноября на оборонные заводы страны была отправлена первая промышленная партия – 70 тысяч штук шариковых подшипников. Это был важный совместный вклад москвичей и куйбышевцев в оборону страны.

В декабре 1941 года завод выпустил 60 тысяч подшипников, в два раза больше, чем намечалось ранее. На станции Безымянка в помещениях бывших железнодорожных мастерских налаживалось производство роликовых подшипников – будущий 9ГПЗ. В августе 1942 года за успешную производственную деятельность Куйбышевский подшипниковый завод был награжден переходящим Красным знаменем Государственного комитета обороны, а в январе 1943 года на знамени предприятия появился орден Ленина. Тогда же 140 рабочих и командиров производства были награждены правительственными наградами, а группе заводских конструкторов присвоено звание Лауреатов государственной премии. В годы войны Куйбышев был центром всей подшипниковой промышленности страны.

gpz4-1943
4 ГПЗ, 1943 год
gpz4-2-1943
Куйбышев. 4 ГПЗ. Фотография. 1943 год.
————

От автора Колеса истории Самары:

В рамках исторической хроники сегодня нет возможности рассказать о том, как был сначала потерян для экономики Самары, а потом и просто разрушен в угоду жадным «девелоперам», наплодивших на месте заводских корпусов «тьмы и тьмы» всякого рода торговых центров, лавок, бутиков и тд.

Об исторической памяти речь не идет вообще. Не пытайтесь — не найдете простой дощечки с упоминанием о человеческом подвиге куйбышевцев и эвакуированных из разных городов СССР работников многих заводов, трудившихся здесь, которые своим трудом помогали приблизить Великую Победу.
Но история тем и хороша, что она все расставляет по своим местам.
Найдется место и этой части нашей истории. Обязательно найдется!

А.Барышев,
журналист

———

4gpz
Здесь тыл был фронтом. Руины бывшего 4ГПЗ в Самаре

70827209
Торговля на месте бывших корпусов 4ГПЗ

70825862
На месте бывших корпусов 4ГПЗ рынок

9 мая 1970 года на территории 4 ГПЗ был торжественно открыт сооруженный на средства заводчан Памятник павшим и плита с высеченными на ней именами 38 заводчан, ушедших на фронт и погибших в годы ВОВ. В 2008 году производство подшипников было прекращено, а территория дважды Ордена Ленина 4 ГПЗ стала застраиваться ООО «Самара-Центр».

658
Памятник «Мраморный солдат»

(Виртуальный музей ветеранского движения Самары )

Ветеранской организации удалось отстоять Мраморного Солдата и добиться его переноса на территорию действующего предприятия – завода авиационных подшипников (ОАО «ЗАП»). Торжественное открытие памятника состоялось ко Дню Победы в 2011 году.

 

Весь материал здесь: История Самары: 21 ноября